09.03.2022 13:50
Культура

Как Санкт-Петербург превратился в кукольную столицу России

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Главный режиссер Большого театра кукол (БТК) Руслан Кудашов отметил 50-летие и устроил презентацию Центра развития режиссуры на базе театра.
/ Андрей Сухинин / БТК
Читать на сайте RG.RU

Про свои 50 юбиляр отшутился: "Я не верю в это, это не со мной, меня не касается". Его ученики совершают настоящую театральную революцию, появилось новое поколение талантливых режиссеров театра кукол. Мастер говорит про них: "Они удивительные. Они другие. Обожаю то, что от них идет".

- Два года назад, когда мои ребята переходили на последний курс, помню, я стоял на берегу Щучьего озера в Комарово и подумал: господи, сделай так, чтобы это молодое поколение режиссеров и актеров - очень хорошее - не пропало. Им нужна поддержка. Очень важно помогать молодым режиссерам, художникам, авторам. Чтобы они имели возможность своего высказывания - правильного, неправильного, странного и так далее. Этот Центр нужен для того, чтобы они могли говорить на любые темы. О том, что для нас актуально, что почему-то популярно или не популярно, почему авторский театр в стороне от мейнстрима, почему не защищен ни критиками, ни журналистами… Такой центр нужен для того, чтобы защитить молодых режиссеров, наше будущее. Чтобы они могли выпускать спектакли, а продюсеры, директора театров их увидели и помогли им. Это образовательная сессия, куда будем набирать специалистов (драматургов, художников, театральных менеджеров), которые нужны молодым режиссерам для повышения квалификации.

Создание Центра поддержал комитет по культуре Санкт-Петербурга. Председатель комитета Федор Болтин сказал:

- Безусловно, мы будем стараться помогать Центру - не только финансово. Очень дорожим тем, что именно БТК становится центром для развития режиссерских замыслов. Петербург считается столицей кукольных театров, и для того чтобы удержать этот высокий статус, нам надо приложить значительные усилия. Будущее - за теми ребятами, что воспитал Руслан Кудашов. Мы всегда рядом и рассчитываем, что Центр будет дарить нам самые прекрасные мгновения.

Петербургский ТЮЗ продолжает большой гастрольный тур по Балканам

Осенью БТК планирует провести фестиваль. Это будет площадка для повышения квалификации молодых специалистов, для лекций, мастер-классов нового формата. "Тема будет такая: фундамент. То, что ложится в основу профессии. Фундамент очень важен. В нашей стране есть удивительные личности, которые служат профессии, служат театру, фундамент которых не расшатать никоим образом, что бы ни происходило, - считает Руслан Кудашов. - Я буду счастлив, если руководители российских театров возьмут спектакли наших ребят и других режиссеров, кто будет работать в этом центре. Нам не жалко отдавать. Мы провели два фестиваля "БТК. generation", на которые приезжали директора и продюсеры, они кого-то приглашали в свои театры, у нас мало что оставалось. Молодым людям надо давать надежду".

Заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства театра кукол РГИСИ профессор Николай Наумов пришел на презентацию с подарками - кипой книг, изданных факультетом, - для будущей научной библиотеки Центра, сказав: "В нашем институте Руслан Кудашов получил два диплома - актерский и режиссерский. Символично, что идея появления Центра развития режиссуры родилась именно в БТК. Ленинград называют столицей кукольников, и именно в БТК более 60 лет назад началось профессиональное обучение режиссеров театров кукол, с Михаила Королева".

Михаил Королев - главный режиссер Ленинградского БТК в 1948-1965 годах. По его инициативе при ЛГИТМиКе (сегодня РГИСИ) была создана кафедра театра кукол, которая дала начало профессиональному образованию кукольников в России.

На вопрос корреспондента "РГ, что сейчас репетируется в БТК, главный режиссер ответил:

- Мы взяли небольшую паузу, потому что у нас вышло такое количество спектаклей, что нам не хватает площадей и мощностей. Это не только мои спектакли, но и других режиссеров, молодых. Мы не успеваем все проигрывать, и некоторые режиссеры обижаются, что их спектакли не ставят в афишу, а если их не играть - они просто умирают, мы к ним не возвращаемся. Есть спектакли, которые и без рекламы собирают публику, и не играть их тоже невозможно.

Руслан Кудашов добавил, что хочет поставить в ближайшем будущем "Евгения Онегина".

К слову, пришедшие на вечер юбиляра гости получили от него подарок - сборник стихов. Кудашов - не только замечательный режиссер, но и талантливый поэт и музыкант. Вместе с группой "Хабари" он исполнил свои песни на основной сцене БТК.

Справка "РГ"

Руслан Кудашов поставил более 60 спектаклей в Петербурге, городах России, а также в Беларуси, Болгарии, Литве, Польше. Лауреат премий "Золотая маска", "Золотой софит", высшей премии в области театрального искусства для детей "Арлекин".

С 2006 года руководит БТК. С его появлением была сформирована молодая труппа, почти полностью обновлен репертуар, организованы три фестиваля и режиссерская лаборатория. Театр начал активно гастролировать по России и за рубежом. Кудашов выпустил два курса - актерский и режиссерский, набранные при БТК совместно с факультетом театра кукол РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств).

В БТК поставил около 40 спектаклей для взрослых и детей: "Маленький принц", "Небо в чемодане, или Цуцики в ночи", "Песнь Песней", "Вий", "Книга Иова", "Башлачев. Человек поющий", "Высоцкий. Requiem", "Бродский. Ниоткуда", "Гамлет. Ширма" и другие.

С 2014 года в театре проходит ежегодный фестиваль "БТК-ФЕСТ", собирающий на своих площадках лучшие спектакли театра кукол и визуального театра со всего мира. С 2018 года - "БТК-ЛАБ": лаборатория для молодых режиссеров под руководством Руслана Кудашова по новой детской литературе, с 2019-го - фестиваль "Маленький сложный человек", посвященный спектаклям для детей и подростков по новой литературе и драматургии. В 2021 году впервые был проведен фестиваль-лаборатория молодых деятелей театра "БТК. generation".

Руслан Кудашов. Дословно

- Режиссеры - ранимые люди. Постоянно находятся под давлением. Это уязвимая профессия, в которую попадают с критикой все кому не лень, начиная с актеров, с которыми встречается режиссер. Приходя в чужой театр, он испытывает гигантский стресс. Один режиссер-фронтовик признался: "Я на фронте не испытывал такого страха, как перед актерами". И это только начало. Дальше возникают еще большие страхи, еще большая уязвимость. Мне кажется, эта профессия нуждается в защите. А молодые люди - особенно.

- Режиссер должен за все отвечать, постоянно находиться под ударом. Съесть его очень хочется - всем и всегда.

- Когда возникает диалог режиссера с актером - это очень красиво, это божественно, и иногда получается сочинять хорошие спектакли.

Питерские кукольники провели в Кургане мастер-класс для коллег

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад