10.03.2022 01:33
Дагестан

Как снизить долю бюджетных инвестиций на Северном Кавказе

Текст:  Тимур Алиев Екатерина Ковалевская Михаил Сухарев
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №51 (8699)
По данным Росстата, в структуре инвестиций в основной капитал СКФО доля бюджетных средств составила 39 процентов. Это показатель 2021 года (январь - сентябрь), и он самый высокий среди федеральных округов страны. Среднероссийский же уровень - 15,1 процента. Корреспонденты "РГ" выясняли, есть ли сейчас реальная альтернатива бюджетным инвестициям на Кавказе и какая.
/ Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Летом 2020 года вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил о том, что в СКФО на каждый рубль государственных инвестиций приходится всего 40 копеек частных: "Уверен, что одними бюджетными средствами, сколько бы их ни выделяли, добиться экономического развития невозможно. Бюджетные инвестиции должны использоваться как инструмент, создающий возможности для реализации проектов частных инвесторов. Мы так работаем на Дальнем Востоке. В ДФО на один бюджетный рубль приходится 15 рублей частных инвестиций. Дело не только в размере финансовых средств. Построенные за бюджетный счет объекты после этого оказываются в государственном же управлении, которое в бизнес-проектах не всегда эффективно. Мы должны не увеличивать долю государства в экономике регионов, а, напротив, создать условия для повышения экономической активности граждан РФ".

Бюджетное инвестирование во многом идет через госпрограмму развития Северного Кавказа, которая за последние годы не раз переформатировалась. Был период, когда в ней уделялось особое внимание именно экономическим проектам, затем власти переориентировали ее на решение социальных проблем. Трансформировались и способы участия государства в создании предприятий в регионах СКФО.

Так, специалисты минэкономразвития РФ провели анализ результативности мер господдержки на Кавказе в 2017-2019 годах и выявили несколько проблем - неполное привлечение инвестиций, отставание работ от графика, непрозрачность подбора проектов на региональном уровне и слабый контроль над их реализацией. В итоге в 2020-м отбор инвестпроектов приостановили, а ежегодно выделяемые на них средства федерального бюджета перераспределили, профинансировав социально значимые объекты. Способы предоставления господдержки решили изменить.

Тем временем в прошлом году госпрограмму развития округа продлили до 2030 года. "В приоритете - развитие спортивной инфраструктуры, дошкольного и школьного образования, благоустройство территорий", - сообщили в минэкономразвития РФ. Что касается инвестиций, то, как пояснил глава минэкономразвития Максим Решетников, планировалось достичь следующих результатов - увеличить частные вложения в округ до 13,4 миллиарда рублей, трудоустроить более 2,4 миллиона человек, добиться роста инвестиций в основной капитал на 170 процентов.

На Дальний Восток по концессиям привлекут до 500 миллиардов рублей инвестиций

- Конкретным решением будет изменение нашей инвестиционной политики и инструментов поддержки на Северном Кавказе, - заявил после своей поездки в регионы СКФО в 2021 году министр. - Эти изменения направлены на привлечение крупных частных инвестиций. Раньше основным двигателем были бюджетные инвестиции, в том числе непосредственно в коммерческие предприятия. Определенного результата добиться удалось. Но в то же время компании, взявшие на себя инвестиционные обязательства, не всегда их выполняли. Поэтому мы будем более активно вовлекать в этот процесс банки и кредитные организации, чтобы они анализировали риск.

Также для регионов СКФО разработали экономические модели развития. В них содержится оценка состояния рынка труда, потребности в рабочих местах, анализ отраслевой специализации регионов СКФО. Они включают 35 приоритетных проектов (по пять от каждого субъекта Северного Кавказа) в сфере туризма, сельского хозяйства, промышленности и жилищного строительства, которые будут поддержаны в первоочередном порядке.

Кроме того, недавно в России утвердили новый региональный инвестиционный стандарт. Субъекты РФ должны создать специальные карты, на которые нанесут топографические данные, сведения об инфраструктуре, инвестплощадках, действующих преференциальных режимах. Также власти регионов должны оптимизировать способы и сократить сроки подключения новых объектов к инженерной инфраструктуре.

- Стандартизация работы позволит привлечь средства в новые проекты, сократить срок их запуска и увеличить поступления в региональные бюджеты. Речь не только о российских инвесторах, но и о зарубежных, - отметил первый заместитель министра экономического развития РФ Андрей Иванов.

Руководитель компании-разработчика "Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2030 года", член общественного совета министерства экономики и территориального развития РД Халил Халилов считает, что в обозримой перспективе снизить бюджетное инвестирование в регионах СКФО не представляется возможным. Оно идет в основном на инфраструктуру, которая в Дагестане, по сравнению с другими субъектами страны, довольно отсталая. Инвесторам же интересно реализовывать проекты с наименьшими первоначальными вложениями.

- Бюджетные инвестиции позволяют создавать соответствующие инфраструктурные мощности - речь идет об обеспечении объектов дорогами, сетями газо-, водоснабжения и канализации. При этом бюджетные инвестиции идут также на социальные объекты - школы, больницы, детские сады, - добавил Халилов. - Конечно, нужны вложения непосредственно в экономику. Но государство не будет осуществлять прямые инвестиции в отрасли, это прерогатива бизнеса.

Что делать частному инвестору при обвале на бирже

По мнению сопредседателя Ставропольского краевого отделения "Опоры России" Павле Мрвалевича, в регионе необходимо делать ставку на внутренних инвесторов:

- Проблема в том, что все хотят, чтобы пришел крупный инвестор, желательно иностранный, и построил нечто масштабное. Это не реально. Крупные российские компании имеют огромный портфель незаконченных проектов по всей стране. И то, что они сейчас придут к нам, верится слабо. Средний бизнес также не выстраивается в очередь, чтобы вложить свои средства в Ставрополье. Причина и в тарифах, которые выше, чем у соседей по СКФО, и в отсутствии инфраструктуры. В крае 10 инвестпарков, но только в трех есть инфраструктура для развития, то есть свободные мощности для подключения воды, газа и электричества. В остальных только готовы предоставить землю в льготную аренду.

Как считает Мрвалевич, малые предприятия способны дать региону больше рабочих мест, чем крупные. Если в каждом районе открыть, условно говоря, сыроварню со штатом 10 человек, то в общей сложности в 26 муниципалитетах удастся трудоустроить 260 жителей.

- У края есть инвестпортал, на сайтах муниципальных администраций размещены инвестпаспорта, создана инфраструктура поддержки, и она работает, но при этом носит выжидательный характер. Малый бизнес тоже может стать инвестором. Но для этого нужно, чтобы ему навстречу пошло правительство края.

По словам Халила Халилова, альтернатива бюджетным инвестициям есть. Например, в Дагестане начали выдавать бюджетные кредиты. В развитых экономиках банковская система активно участвует в инвестиционном процессе, но в РД ее доля в структуре вложений за последние пять-семь лет резко снизилась.

- Можно вспомнить активный рост банковского кредитования в республике в 2006-2012 годах, особенно по линии Россельхозбанка. Общая сумма выданных им займов доходила до 20-30 миллиардов рублей в год. Параллельно можно посмотреть динамику роста ВРП региона - она была одна из самых высоких после 1990-х годов. В этом секторе работало много дагестанцев. И все это сошло на нет в последние годы, - посетовал Халилов.

Эксперт рассказал, во что стоит инвестировать в 2022 году

При этом эксперты поддержали новые стандарты работы с инвесторами, принятые правительством РФ.

- Создание инвестиционной карты субъектов и внедрение свода инвестиционных правил - нужная инициатива. Для республики это может стать довольно серьезным подспорьем. Но нужно наводить порядок в земельных и имущественных вопросах, и процесс должен быть прозрачным. В земельно-правовых отношениях в Дагестане еще много подводных камней, от которых нужно избавляться, - добавил Халилов. - В республике в данной сфере долгое время наблюдался правовой нигилизм, его надо устранять. Нужно упрощать процедуры работы с инвесторами, внедрять принцип "одного окна". Можно сказать, что ситуация уже начала меняться.

- Власти регионов сейчас активно пересматривают территориальные инвестиционные стратегии, дополняя и актуализируя их, - поясняет директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС Азамат Тлисов. - Субъекты, можно сказать, начинают активно конкурировать за инвесторов. В складывающихся обстоятельствах инвестиционные стратегии крупных фондов тоже будут меняться, ориентируясь на внутренний рынок. Здесь важным преимуществом станет сокращение сроков согласования разрешительных документов, в том числе на подключение к ресурсам, получение земель. Что важно инвесторам? Во-первых, заинтересованность региональных властей в проекте, всесторонняя поддержка с их стороны. Во-вторых, наличие качественной логистической и обеспечивающей инфраструктур, сырьевой базы. Выигрывают те регионы, которые имеют хорошую логистику и кадры.

Мнение

Сергей Владимиров, руководитель АНО "Центр защиты бизнеса Ставропольского края":

- Создание любого информационного ресурса - всегда благо, так как это дополнительный инструмент. Другой вопрос - его качество и возможность реального использования предпринимателями. В последнее время сайтов и платформ открылось огромное количество, порой кажется, что от их инициаторов требуют отчета, сколько ими создано таких ресурсов. Хорошо, если бы при оценке эффективности этих инструментов учитывали и число воспользовавшихся данными платформами предпринимателей, но пока я о таком не слышал.

Некоторые микрокомпании действительно просят больше информации о субсидиях. Средний и крупный бизнес в целом уже все знает. Сейчас предприниматели просят прекратить эксперименты с налогами, маркировкой продукции, а также снизить стоимость проезда в системе "Платон". Отсутствие нормального алгоритма подключения объектов к инфраструктурным сетям - это тоже большая проблема. Если принятые стандарты позволят ее решить, будет очень хорошо.

Анализ ситуации в Ставропольском крае и в СКФО в целом позволяет сказать, что государство ориентировано в основном на поддержку крупного бизнеса. На мой взгляд, вливаний в сектор МСП сейчас недостаточно, особенно учитывая новую ситуацию на финансовом рынке. Кредиты для бизнеса теперь дорогие, развитие возможно только с помощью дешевых государственных денег. Если средства направят в реальный сектор и при этом значительно уменьшат административное давление, удастся получить очень хороший результат даже в нынешней сложной ситуации.

Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Северная Осетия Ставропольский край Чеченская Республика Юг России Кубань. Северный Кавказ