Благовещенск знаменит своим "кладбищем" динозавров, занимающим огромную территорию. В чем его уникальность?
Иван Болотский: В количестве материала - а здесь захоронены десятки, если не сотни динозавров - и его сохранности. Она исключительная. Я видел много местонахождений. Благовещенское и Кундурское, которое также находится в Амурской области, - уникальные, потому что окаменелости легко извлекаемые. Их можно отпрепарировать и довести до хорошего музейного вида. Палеонтология изучает морфологию древних организмов - совокупность признаков животного, которые отличают его. Наша лаборатория занимается в основном динозаврами.
Следовательно, не только ими?
Иван Болотский: Когда говорят об амурских динозаврах, то подразумевают прежде всего гадрозаврид (семейство "утконосых" динозавров, куда входят, в частности, "амурчане" - амурозавр и олоротитан), к которым относится большинство наших находок. Но помимо этого нам попадались зубы различных хищных динозавров, зуб древнего млекопитающего - маленького, с крысу размером, останки черепах, зубы крокодилов, а еще зауроподы - большие с длинной шеей. Пока, к сожалению, только один зуб этого вида найден. Мы пытаемся воссоздать всю палеоэкосистему позднего мела Приамурья. И она вырисовывается довольно разнообразной.
Раз такое большое количество находок, значит, можно предположить, что здесь произошел какой-то катаклизм, который одномоментно унес жизни всех этих животных?
Иван Болотский: Гипотетически Благовещенское месторождение сформировано природной катастрофой - многотонным грязекаменным потоком, который с огромной скоростью сошел с возвышенности, уничтожая все, что попадалось на пути. Скорее всего, под него попали несколько или одно большое стадо гадрозавров.
Когда примерно это случилось?
Иван Болотский: В самом конце мелового периода. Где-то 65-67 миллионов лет назад.
Много ли костей динозавров лежит под Благовещенском и его окрестностями?
Иван Болотский: Трудно сказать. Благовещенское местонахождение раскопано процентов на пять. Оно затрагивает городскую черту и тянется на северо-запад на несколько километров.
Почему останки динозавров называют костями, если фактически это камни?
Иван Болотский: Они фасилизированы, то есть превратились в окаменелость. Произошло замещение органики минеральным веществом. Но вся структура, даже клеточная, сохранилась. Клеточное строение древних животных изучает палеогистология, а палеопаталогия, например, отвечает на вопросы, от чего животное умерло, чем болело. Этим стали заниматься и сотрудники нашей лаборатории. Недавно вышла научная статья, написанная совместно с итальянским коллегой, про амурозавра, у которого была сломана передняя конечность. Она не срослась, и на месте перелома образовалась избыточная костная мозоль, которая причиняла животному страдания до конца жизни. Кость с мозолью сохранилась, мы ее просканировали на томографе в онкологическом диспансере, за что большое спасибо медикам. Так и обнаружили несросшийся перелом. Этот амурозавр со сломанной ногой жил довольно долго. Это может говорить о том, что животные друг о друге заботились. Еще одно подтверждение стадного образа жизни.
А чем они питались?
Иван Болотский: Гадрозавры считаются растительноядными. Челюстной аппарат у них перетирающего типа. Но они вырастали больше восьми метров - это же сколько растительности нужно было есть? Наверняка употребляли комбинированную пищу. Скорее всего, органику животного происхождения тоже ели.
Какой в Приамурье был ландшафт в те времена?
Иван Болотский: Близкий аналог - штат Луизиана в США. Речная долина, тропические и полутропические растения, жарко, много болот и пойменных озер, повсюду крокодилы. Только трав поменьше, и динозавры ходят везде.
Чем интересны наши амурские ящеры?
Иван Болотский: Если по гадрозаврам пройтись, то олоротитан был первым полным скелетом динозавра, обнаруженным в России. Если по хищным динозаврам - у нас тут тираннозавры жили. Вряд ли именно тираннозавр рекс. Описать его пока не можем, так как нет черепных находок. А именно в черепе сконцентрировано наибольше количество диагностических признаков.
Имеют ли динозавры шанс стать визитной карточкой Приамурья?
Иван Болотский: Сто процентов! Все можно и нужно сделать, и я был бы рад в этом поучаствовать.
На "Золотой миле" планируется создать музей динозавров. Уже есть представление, как он будет выглядеть?
Иван Болотский: То, что там собираются сделать, музеем в традиционном понимании назвать нельзя. Это, скорее, некий демонстрационный зал, в котором, возможно, будет смонтирован один скелет, представлена информация о динозаврах. Я предполагаю, что на "Золотой миле" будет именно своеобразная выставка, а полноценный музей следует создавать непосредственно при институте. Он может быть очень высокого уровня - на это хватит экспонатов. Я бывал в музеях Китая, Таиланда, Японии, знаю, как дело обстоит в Америке. Все образцы должны храниться в определенных условиях. Например, нельзя допускать резких перепадов температуры. Нужны демонстрационные площади, лабораторные помещения для препарирования, залы, где скелеты монтируют и разбирают. Если все это будет, то можно говорить о экспонировании. Мы, конечно, поучаствуем в проекте "Золотой мили", если потребуются наша помощь и консультации.