09.05.2022 11:43
Культура

В театре Станиславского впервые в России исполнили оперу Верди "Корсар"

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №102 (8750)
Оперы молодого Джузеппе Верди совсем не так популярны, как его зрелые сочинения. А "Корсар" и вовсе можно счесть забытой оперой. Редкая премьера состоялась в Москве по инициативе Феликса Коробова, музыкального руководителя и главного дирижера Музыкального театра (МАМТа), который и собрал команду исполнителей - оркестр, хор и солистов оперной труппы.
/ Сергей Родионов
/ Представлено музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко
Читать на сайте RG.RU
Вердиевский баритон Роман Бурденко рассказал, что нужно оперному певцу для успеха

"Корсар" создан по законам истинной оперы, когда формула сюжета складывается из любви, запретной страсти, крови и смерти в финале. Либретто написал любимый соавтор Верди - Франческо Мария Пьяве по одноименной поэме Джорджа Байрона. Верди несколько лет был очень увлечен байроновским романтизмом, и музыка "Корсара" полна созвучных ему красот. Но все же романтический посыл, отражающий вердиевскую преданность идеям движения Рисорджименто, с его перманентным поиском свободы,выглядит лишь фоном для бури лирических страстей. Сюжет оперы далек от литературного оригинала и развивается исключительно в пределах любовного многоугольника.

Пират Коррадо влюблен в красавицу Медору, и эти чувства взаимны. Но во дворце турецкого паши Сеида в плененного Корсара влюбляется другая красавица, Гюльнара, хотя на ее внимание к себе уверенно рассчитывает сам паша. История заканчивается по оперному, а значит, трагически: Коррадо попадает в темницу; Гюльнара убивает Сеида, освобождает Коррадо и бежит с ним на волю, но поздно: Медора, думая, что жениха казнили, принимает яд, а Корсар, узнав об этом, в отчаянье бросается со скалы в морскую бездну.

В ситуации концертного исполнения композитор сам себе режиссер. А оперы Верди к тому же обожают роскошные голоса. И в "Корсаре", чтобы подчеркнуть конкуренцию двух женщин за сердце одного мужчины,автор провокативно свел вместе две сопрано (обычно в опере сопрано противостоит меццо). И конкурентный дуэт двух примадонн (как вокальный, так и личностный) всегда придает этой опере особую интригу. Например, в самой знаменитой записи "Корсара" 1975 года конкурируют великие Джесси Норман и Монтсеррат Кабалье, а заглавную партию исполняет Хосе Каррерас.

На подмостках МАМТа такого уровня вокального "напряжения" не было. Во-первых, в условиях избрания солистов лишь из числа штатных певцов, не всегда возможно сделать точный выбор. Так все же партия Гюльнары требует более драматического голоса нежели у очаровательной Марии Макеевой. Как, впрочем, и роль пирата, которая досталась тенору Владимиру Дмитруку, предполагает, что лирический голос певца оттенен значительно более ярким характером. И уже совсем не хватило харизмы и вокальной техники баритону Станиславу Ли в роли злодейского паши. Да и форма концертного исполнения, что допускает присутствие не сцене пюпитров с нотами, позволила некоторым певцам выйти к публике с явно недоученными, как говорится в профессиональной среде, "невпетыми" партиями. Ближе всех к идеальному образу оказалась Наталья Петрожицкая в роли Медоры, изумительный романс которой "Egli non riede ancora!.." очень любят исполнять примадонны в концертах. И тут,умеющая быть и удивительно глубокой, и безумно трогательной, певица околдовала музыкальностью и проникновенностью. Правда, в такой интерпретации обреченность героини очевидна с самого начала оперы.

Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" получил награды на фестивале в Самаре

Для оркестра под управлением Феликса Коробова лучшими моментами стали те, где не приходилось взаимодействовать с солистами (тут так и слышатся сетования артистов о вечной нехватке репетиционного времени). Но Феликс Коробов, стоящий у музыкального руля театра почти два десятилетия и в нынешнем мае встречающий полувековой юбилей, уверенно идет по пути воплощения своей заветной мечты - исполнить все 26 опер Джузеппе Верди.

И мимолетное появление в Москве "Корсара" заставило задуматься над тем, что редко, но все же встречаются незаслуженно забытые произведения. А красивая, чувственная опера, которая без всяких купюр и с антрактом на шампанское и селфи занимает всего два часа, просто создана для нашей вечно торопящейся эпохи. Хотя, конечно, должно пройти еще какое-то время и произойти событийные постановки, чтобы при возникновении названия "Корсар" на афишах в сознании возникал образ не только знаменитого балета Адана, но и оперы Верди.

Справка "РГ"

У этой оперы судьба не задалась с самого рождения. Ее премьера ожидалась в 1844 году в Венеции, но Верди, недовольный собой и работой либреттиста, к назначенному времени партитуру не завершил. И "Корсар" впервые был поставлен лишь четырьмя годами позже в Триесте на сцене театра Grande, который ныне носит имя автора этой оперы. Верди на премьеру в Триест не приехал, причиной тому послужили разногласия композитора с издательством и руководством театра. Впрочем, это обстоятельство не помешало в 1850 году состояться на этой сцене премьере и другой вердиевской оперы - "Стиффелио". А вот "Корсару" не повезло: после трех представлений он покинул Триест. Вскоре опера была поставлена в Милане, Турине, Венеции и других городах Италии, но народной любви не нашла. И если говорить честно, почему так произошло, непонятно. Разве что в этом виноват сам Верди, который в "каторжный" период своего творчества писал по опере почти ежегодно.

Музыкальный театр