Начнем с базового правила - перед заменой масла необходимо дать мотору поработать под нагрузкой. Нескольких активных стартов со светофора или езды по трассе в течение получаса будет достаточно. В результате текучесть смазки возрастет, а осадок или отложения с большей вероятностью будут поглощены отработкой и удалены вместе с нею. Помните также, что моторное масло после такого взбадривания мотора будет держать взвесь частиц около двух часов.
Тем не менее, после стандартного слива отработки в моторе остается до 15% ее остатков. Соответственно, если просто залить новый лубрикант, металлические частицы, а также фрагменты нагара и золы останутся в двигателе, перемешаются с новым маслом и активизируют процесс его деградации. Ведь кислотное число и вязкость полученной смеси будут отличается от показателей чистого масла не в лучшую сторону. Поэтому опытные сервисмены применяют сразу несколько схем по максимально полному удалению отработки.
В частности, когда стекающий поток отработки иссякнет, не лишним будет залить в мотор 200-300 мл свежей смазки и дождаться, пока она полностью стечет из сливной горловины, вымыв остатки старой жидкости. Иногда имеет смысл помочь этому процессу, чуть прокрутив двигатель стартером со снятым фильтром и открученной сливной пробкой. Впрочем, здесь нужно не переусердствовать и лишь тронуть мотор стартером на секунду - две, не больше.
Достаточно эффективным способом будет также заливка в двигатель промывочного масла вместе с заменой фильтра. Двигателю после этого дают поработать 10 - 20 минут на холостых оборотах, и только после этого заправляют свежее масло. В этом случае в моторе останется до 15% промывочного масла, которое не предназначено для высоких нагрузок, однако при смешивании этого количества промывочной смазки с новым маслом качество лубриканта не будет затем ухудшаться ускоренными темпами.
Еще один интересный способ - это заменить масло и фильтр, проехать несколько сотен километров и после этого провести еще одну замену смазки. В этом случае в двигателе останется куда меньше вредных отложений. Однако правда и то, что придется заплатить двойную цену за сервис и расходники. Тем не менее, такой способ рекомендован, если мотор изношен и сильно загрязнен.
Гораздо менее затратными будут манипуляции по извлечению остатков отработки хитрыми техническими методами. Самый простой из них - это после слива масла, не закручивая сливную горловину, приподнять одно из колес на домкрате. Так можно выжать из двигателя дополнительный объем отработки.
Также хороший эффект даст выдувание остатков старого масла через заливную горловину с помощью компрессора или продувочного пистолета. При этом нужно не забыть прикрыть горловину ладонью, пропустив шланг между пальцами. Таким образом давление, воздействующее на отработку, увеличится, и ее вытечет больше.
Наконец, действенным и проверенным способом является откачивание остатков старого масла с помощью большого ветеринарного шприца и капельницы. Последняя подается в двигатель через трубку масляного щупа. Если шприц подобран относительно небольшой, после откачки каждой партии трубка отсоединяется от шприца, и изъятый материал сливается в заранее подготовленную емкость.
Подытоживая, заметим, что мы рекомендуем применять часть вышеописанных методов, лишь если вы четко представляете, что и как вы делаете. В противном случае лучше обратиться за помощью к специалистам.