19.05.2022 04:22
Якутия

Какие сложности ожидают предстоящую навигацию на севере ДФО

Текст:  Владимир Таюрский (Якутск - Анадырь)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №107 (8755)
В предстоящую навигацию речники Якутии будут перевозить увеличенный объем грузов для нужд не только республики, но и соседней Чукотки. В основном для автономного округа повезут энергоносители, потребность в которых там быстро растет в связи с развитием крупных добывающих предприятий.
/ ЛОРП
Читать на сайте RG.RU

По словам председателя Госкомобеспечения Якутии Дмитрия Лепчикова, в этом году значительно увеличатся перевозки по реке Колыме. Это связано с повышенными потребностями в продукции Зырянского угольного разреза на севере республики и в Чукотском автономном округе. Но еще сильнее у соседей растет спрос на нефтепродукты, которые в течение арктической навигации аккумулируются на Нижнеколымской нефтебазе. База находится рядом с Зеленомысским речным портом в нескольких десятках километров от административной границы с Чукоткой. Расположение удобно для того, чтобы часть топлива вывозить в соседний регион. Но мощностей для этого уже не хватает.

- Объем построенного в 60-70-е годы прошлого столетия резервуарного парка составляет 84 тысячи тонн. При этом заявки потребителей на нынешний год - 200 тысяч тонн нефтепродуктов. Назрела острая необходимость увеличения и реконструкции парка. Мы уже доставили на Нижнюю Колыму два резервуара. Как только откроется навигация, завезем еще два на пять тысяч тонн каждый, - отмечает генеральный директор АО "Саханефтегазсбыт" Виктор Лебедев.

Это первая очередь масштабной модернизации, которую будут проводить в три этапа. Вторая очередь предусматривает установку следующим летом еще пяти резервуаров, а в 2024-2025 годы будет введено дополнительно сразу 12 "пятитысячников". Плюс к этому планируется реконструкция причального ряда в речном порту.

- Это большой проект, который обсуждается на федеральном уровне. В частности, рассматривается вариант сотрудничества с компанией KAZ Minerals, которая является одним из основных потребителей нефтепродуктов, - говорит первый вице-премьер правительства республики Дмитрий Садовников.

Российские порты догрузят в рамках единого плана

Компания осваивает в граничащем с Якутией Билибинском районе Чукотки одно из крупнейших месторождений меди. В этом же районе есть еще один серьезный потребитель топлива, Highland Gold, разрабатывающий месторождение Кекура.

Разумеется, удовлетворение растущих запросов соседей - не главная задача якутян. Для нужд республики в течение лета речникам предстоит завезти более 1,2 миллиона тонн грузов. И наибольшие сложности местные власти прогнозируют не при реализации межрегиональных проектов, а в ходе завоза относительно небольшого объема грузов на реку Вилюй, которая сразу после ледохода быстро мелеет.

Для нужд только Якутии в течение лета речникам предстоит завезти более 1,2 миллиона тонн грузов

По оценке Дмитрия Лепчикова, навигация на Вилюе будет очень короткой. Причин две, и они взаимосвязаны: в бассейне реки зимой выпало мало снега, поэтому практикуемых обычно судоходных попусков воды из Вилюйского водохранилища не ожидается.

- Навигация там продлится всего 15 дней, что вдвое меньше, чем раньше. К примеру, в 2019 году этот период составлял 34 дня, в 2020-м - 38, в 2021-м - 35. А объем завоза грузов для нужд Вилюйской группы улусов - 77,3 тысячи тонн, - подчеркнул руководитель Госкомобеспечения.

Поскольку маловодье прогнозировалось еще зимой, местные власти организовали доставку части угля в Вилюйские районы автотранспортом по зимникам. Остальное будет зависеть от уровня взаимодействия участников завоза грузов. Причем надо не только доставить на Вилюй самое необходимое, но и вывезти оттуда, из поселка Кысыл Сыр более 13 тысяч тонн газоконденсата для нужд арктических и северных районов. Флот подготовлен, сразу вслед за ледоходом на самую проблемную реку пойдут суда.

Свои сложности есть и у чукотских организаторов северного завоза, и они не связаны с природными факторами.

- Первыми рейсами планируется доставить грузы, не отправленные по объективным причинам в навигацию прошлого года, - отмечает начальник окружного департамента промышленной политики Виктор Бочкарев.

В Якутии решили вернуться к практике северного завоза 30-летней давности

Прошлым летом в регион не удалось завезти все запланированное. По словам Бочкарева, причины связаны с недостаточным количеством судов, сложной транспортно-логистической схемой поставки грузов на необорудованный берег, а также поздним подходом теплоходов в порты автономного округа. Это отразилось не только на обеспечении людей продовольствием, но и на реализации госпрограмм и национальных проектов.

В нынешнем году местные власти задолго до открытия навигации занялись организацией взаимодействия всех участников процесса, причем не только в своем регионе. На особый контроль поставлено формирование до июня грузов в порту Владивостока для обеспечения полной загрузки морских судов.

На Чукотку необходимо доставить более 400 тысяч тонн топлива. По большей части это уголь (272 тысячи тонн), остальное - продукты нефтепереработки. Кроме того, сюда повезут всевозможные товары по заявкам бизнеса. Регион расположен так, что завоз всего, что может храниться долго, осуществляется в основном по воде.

Трутнев предложил субсидировать банкам процентную ставку для Северного завоза
Якутия Чукотский АО Магаданская область Дальний Восток