11.06.2022 16:14
Digital

Президент ФКС Дмитрий Смит раскрыл тайны российского киберспорта

Текст:  Николай Грищенко
В Ростове-на-Дону 11 и 12 июня пройдет финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги России. Команды из учебных заведений Москвы, Уфы, Екатеринбурга, Хабаровска, Новосибирска, Краснодара, Тамбова и Ростова-на-Дону будут состязаться в пяти видах программы: Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, StarCraft II, Hearthstone и Clash Royale. Призовой фонд турнира составляет три миллиона рублей.
/ Пресс-служба ФКС России
Читать на сайте RG.RU

Перед началом соревнований президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит рассказал "РГ", что такое профессиональный киберспорт, какие навыки развивают компьютерные игры, как излечиться от игромании, о борьбе с допингом и многом другом.

В чем принципиальная разница между компьютерными играми и киберспортом?

Дмитрий Смит: Разница примерно та же, что между дворовым и профессиональным футболом. Во дворе ребята гоняют мяч, тренируясь в меру своего интереса. Но только оказавшись в футбольной секции, у них появляется постоянная команда, довольно жесткая система тренировок, сна и физической нагрузки. Точно так же и в компьютерном спорте. Геймер - это тот, кто развлекается или отдыхает за компьютером, играя от случая к случаю, без цели и системы. А киберспортсмен - это тот, кто сознательно и целенаправленно строит спортивную карьеру, профессионального занимаясь определенной дисциплиной и зарабатывая на этом призовые деньги.

Есть международная федерация киберспорта IESF из 120 стран. При этом Россия первой в мире, в 2001 году, официально признала киберспорт официальным видом спорта.

Дмитрий Смит: Киберспорт однажды станет частью Олимпийских игр

Это спорт и по сути. Состязательная деятельность, в которой элемент случайности сведен к минимуму. Сродни порыву ветра в футбольном матче, налетевшем при пенальти. А еще у игр, используемых в киберспорте, есть ряд общих свойств: они все обязательно короткосессионные, бессюжетные и основаны на равенстве стартовых условий.

Соревнования в Ростове-на-Дону проходят под патронажем Министерства спорта России и Правительства Ростовской области. Отмечу, что хотя мы проводим Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу в шестой раз, но этот финал впервые состоится за пределами Москвы. И это наша принципиальная инновация, чтобы массовые и зрелищные соревнования способствовали развитию киберспорта в России.

/ Пресс-служба ФКС России

В обществе сложился стереотип, что киберспортсмен - это сутулый и необщительный очкарик. Какую роль физические нагрузки играют в подготовке виртуальных спортсменов?

Дмитрий Смит: Казалось бы, причем здесь физическая нагрузка, когда речь идет о подготовке людей, которые сидят за компьютером? Но все дело в том, что еще в середине прошлого века шахматисты интегрировали физические упражнения в свою подготовку. И результат был ошеломляющим: их результативность выросла на 40 процентов. А в киберспорте, где изначально очень важна скорость реакции, тренировать свое тело просто необходимо.

EA исключила киберспортсменов из России и Беларуси из своих турниров

Могу даже по своему личному опыту сказать, что без занятий спортом, мозг работает намного хуже и результативность сильно падает. Поэтому для профессиональных киберспортсменов слова о том, что в "здоровом теле здоровый дух" - это не просто поговорка, а аксиома. Тело - это инструмент, с помощью которого они зарабатывают свой рейтинг и деньги. А рабочий инструмент должен быть в идеальном состоянии.

Если же мы говорим о системе подготовки киберспортсменов, то нужно отметить, что она состоит не только из сидения за компьютером и отработки механических навыков, но и из теории. Вместе с тренерами и членами команды киберспортсмены досконально разбирают и анализируют прошедшие игры, отыскивают ошибки и изучают стиль оппонентов. Для примера, перед финалом Студлиги мы пообщались со всеми командами-финалистами. И все они сказали, что во время подготовки изучали игры своих соперников, искали уязвимости и слабые места, чтобы создать некие домашние заготовки под конкретного оппонента.

Насколько благополучно складывается судьба киберспортсменов после завершения спортивной карьеры? Не оказываются ли они дезориентированы в реальной жизни?

Дмитрий Смит: За прошедшие 20 лет мы собрали довольно большую статистику. И она наглядно показывает, что ребята, добившиеся успеха в киберспорте, как правило, добиваются успеха и в повседневной жизни.

Вузы будут готовить тренеров и судей по киберспорту

Дело в том, что киберспорт позволяет развивать такие навыки, как стрессоустойчивость, способность принимать важные решения в условиях неполной информации и нехватки времени, умение работать в команде, принимать на себя ответственность, выстраивать доверительные коммуникации, правильно действовать в конфликтных ситуациях и верно оценивать свои ошибки во взаимодействии с людьми. Поэтому многие киберспортсмены становятся весьма успешными руководителями и даже топ-менеджерами довольно высокого ранга.

/ Пресс-служба ФКС России

Киберспорт также имеет практическую плоскость. Например, сейчас во все сферы жизни активно внедряются беспилотники, а у нас есть такая дисциплина как "технический симулятор". Это соревнования по гонкам на разной технике и по управлению дронами. У нас даже есть программа интенсивных тренировок, рассчитанная примерно на год, которая позволяет научиться профессии "оператор дронов".

Присутствует ли в киберспорте понятие допинга?

Дмитрий Смит: Может это и смешно звучит, но допинг в киберспорте действительно есть. Он бывает, как классический медикаментозный, так и технический - это когда ребята пытаются использовать жульнические программы. Поэтому борьба с допингом у нас идет на двух уровнях. Первый - это подготовка судей, способных распознать технологический допинг и своевременно предпринять контрмеры. Второй - все наши спортсмены проходят обучение в Русада, и без сертификата о прохождении обучения их просто не допускают до ключевых соревнований.

Но как быть с людьми, которые хотят стать частью киберспортивной сферы, но не показывают высоких результатов на соревнованиях?

Дмитрий Смит: Есть вариант освоить одну из множества профессий, связанных с киберспортом. К примеру, на площадке финала Студлиги у нас задействовано более 100 человек. Это судьи, тренеры, операторы прямых трансляций, режиссеры, спортивные аналитики, комментаторы.

/ Пресс-служба ФКС России
Ключевой вопрос

Есть такое понятие как "игромания", но как виртуальному спортсмену не сорваться и можно ли от болезни излечиться?

Дмитрий Смит: У нас проводился эксперимент на эту тему и для лечения от игромании использовали киберспорт. Вполне успешный вышел кейс. Однако, когда человек заболел, его все же лечат доктора. Если врач говорит, что для лечения может помочь киберспорт - мы только рады. Но главный вопрос не в том, как излечить, а как изначально не допустить такой зависимости.

Родителям и ближайшему окружению очень важно понимать, что именно не устраивает человека в этом мире. Ведь бегут обычно не куда-то, а откуда-то. Если человек с головой уходит в виртуальную реальность, значит, ему чего-то очень не хватает в реальном мире. Поэтому главная задача родителей - это поддерживать контакт с ребенком, смотреть во что он играет и чем именно увлекается. Если ребенок просто предпочитает такой вид досуга, но не испытывает при этом проблем в личной жизни и учебе, значит, это просто развлечение.

Справка "РГ"

Дмитрий Смит родился 16 июля 1977 года в Москве, окончил физико-математическую школу при МФТИ, а высшее образование получил в Московском экономико-статистическом институте. В 1997 году занял VIII место в международном рейтинге WarCraft 2, в 1999 году - II место в международном рейтинге StarCraft. Выступал под игровым именем Dilvish. Сооснователь и президент Федерации компьютерного спорта России.

Ростов-на-Дону Игры Образ жизни