Ежегодный вклад донорских организаций в развитие российской филантропии оценивается от 100 до 300 млрд руб. Социально ответственные компании, реализуя собственные производственные программы, выступают также в роли доноров, помогающих развиваться некоммерческому сектору, поддерживающих проведение актуальных общественно-значимых проектов и исследований.
Прочный фундамент
Работа в современных условиях мотивирует предприятия к проведению гибкой политики социальной ответственности. Одно их таких актуальных ноу-хау в этой сфере создано в минерально-химической компании "ЕвроХим".
Сегодня устойчивое развитие предприятия необходимо строить на принципах ответственного отношения к окружающей среде, социальной ответственности и высокого качества корпоративного управления - то есть на принципах ESG (Environmental, Social and Corporate Governance - экологическое, социальное и корпоративное управление - Прим. ред.).
Основа ESG-программы "ЕвроХима" - проекты, реализуемые жителями городов присутствия компании. Инициаторами этих активностей выступают сами сотрудники промышленных предприятий, которые, по сути, являются проводниками ESG-политики и социальных инициатив.
Вот несколько примеров.
- Березники (Пермский край): молодые специалисты Усольского калийного комбината обустроили ледовый каток для воспитанников Центра помощи детям.
- Белореченск (Краснодарский край): участие совместно с районной администрацией во всероссийской благотворительной акции, направленной на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Невинномысск (Ставропольский край): молодежь "Невинномысского Азота" высадила в городе более пятисот саженцев деревьев.
- Ковдор (Мурманская область): благоустройство парка "Гиперборея", проведение массовых общегородских мероприятий, в частности, Гиперборейского Нового года.
- Кингисепп (Ленинградская область): высадка новой аллеи, экскурсии на промышленные площадки и открытые уроки для местных школьников.
- Новомосковск (Тульская область): сотрудники новомосковского "Азота" не только активно участвуют в посадке саженцев деревьев в районах города и экологических субботниках, но и ежегодно расчищают берега реки Дон.
- Котельниково (Волгоградская область): активисты "ЕвроХим-Волга-Калия" провели уроки экологии в школах, организовали раздельный сбор мусора, очистку природных зон, уборку городских и производственных территорий.
Положительный опыт "ЕвроХима" в реализации корпоративной ESG-программы силами активистов-волонтеров обсуждался в декабре в Женеве на первой международной конференции ООН, посвященной региональным ESG-программам. Участники посчитали волонтерские программы "ЕвроХима" достойными внедрения и в других крупных промышленных компаниях.
Ноу-хау "ЕвроХима" высоко оценили в РСПП, Ассоциации "Форум доноров", АНО "Национальные приоритеты".
За активное развитие практик корпоративного волонтерства и посвященную 20-летию компании программу #20ДобрыхДелЕвроХима компания удостоена премии #МыВместе. По словам председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Артема Метелева, награда присуждена "за прекрасные добровольческие проекты, реализованные ими в самых различных регионах России, от Заполярья до Кавказа".
Народное ESG
В 2022 году во всех регионах присутствия "ЕвроХима" проводится конкурс общественнозначимых ESG-проектов, разработанных и реализуемых активистами-волонтерами предприятий компании. В первую очередь поощряется развитие проектов, созданных в сотрудничестве с органами региональных и муниципальных властей и некоммерческими организациями, например: Фонд Президентских культурных инициатив, Фонд президентских грантов, АНО "Национальные приоритеты".
Темы - самые разнообразные: культурное наследие и образование, создание местных музеев, благоустройство городов, поддержка семей, династий химиков и старшего поколения, здоровый образ жизни, продвижение рабочих профессий. И, естественно, экология.
В конце года авторы и создатели лучших проектов будут удостоены корпоративных наград и призов.
Сегодня существует беспрецедентный запрос на социальные проекты в регионах. И, как показывает практика, если проект актуален для бизнеса, власти и местного сообщества, то он не только приносит отличные результаты, но становится по-настоящему партнерским: участники не "отваливаются" в процессе, демонстрируя высокий уровень соучастия и вовлеченности всех сторон. Совместные проекты выступают платформами для партнерства, выращивания инициатив, привлечения ресурсов.
Успешные проекты, считают в компании "ЕвроХим", сегодня просто невозможны без партнерства заинтересованных сторон трех ключевых стейкхолдеров - активного местного сообщества, бизнеса и власти на основе объединяющих идей и проектов, связанных с образом будущего, развитием экономики и сохранением культурного наследия того места, где живут и работают сотрудники "ЕвроХима".
Так, в 2022 году, который объявлен Годом народного искусства и культурного наследия, "ЕвроХим" во всех регионах присутствия развивает программу "Сохраняем наследие". В ней объединены культурные проекты по работе с местной историей, музеями, ремеслами, культурным и промышленным туризмом, брендами городов.
Здесь можно упомянуть уже хорошо известный проект "Ковдор - столица Гипербореи" (Мурманская область), благодаря которому еще недавно неизвестный заполярный город становится культурно-туристической столицей региона. Именно участие волонтеров, молодежи и всего местного сообщества, активное содействие местной и региональной власти сделало проект таким успешным. Он победил в восьми федеральных конкурсах - Лидеры корпоративной благотворительности-2019, Silver Mercury-2019, Серебряный лучник-2019, Russian Event Awards-2020, PROбренд-2020, Сильные идеи для нового времени-2020, Культурный след - 2021, Живое наследие-2021.
Также интересен проект "Котельниково - земля героев", реализуемый общественниками и администрацией города при поддержке "ЕвроХима". Он победил в номинации "Развитие территорий" конкурса "Лучшие социальные проекты России 2020-2021", проведенного Агентством стратегических инициатив, департаментом труда и социальной защиты города Москвы и Советом Торгово-промышленной палаты РФ.
Сейчас активно продвигается проект сохранения и продвижения усольской росписи, распространенной на Урале и в Западной Сибири. Молодые активисты Усольского калийного комбината проводят для местных жителей мастер-классы по росписи на базе Соликамского музея и Усольского исторического комплекса.
Все это наглядно показывает, что проекты - не "спущенные" сверху, а родившиеся в местном сообществе, - делают жизнь лучше, комфортнее, насыщеннее, вовлекают самых активных людей, которые берут на себя ответственность за ту территорию, на которой живут и работают. А становящаяся по-настоящему народной корпоративная ESG-стратегия "ЕвроХима" помогает волонтерам реализовывать инициативы общественности.