29.06.2022 01:03
В мире

Российский кинокритик рассказал в Киргизии о развитии кинематографа

Критик Евгений Майзель о современных направлениях киноиндустрии
Текст:  Любовь Борисенко (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №138 (8786)
Чего не хватает современному кино, а что есть в избытке? Остается ли кинематограф важнейшим из искусств? Об этом и современных направлениях киноиндустрии рассказал в интервью "РГ" член Гильдии киноведов и кинокритики России Евгений Майзель.
Евгений Майзель: В последние годы в Киргизии хватает любопытного материала. / Денис Акчурин
Читать на сайте RG.RU

- Какую бы оценку сегодняшнему кинематографу дали вы как кинокритик?

Евгений Майзель: Многие зрители сетуют на засилье мыльных опер и дефицит хороших кинолент. Однако в последнее время качество сериалов в определенной степени выросло. Телевидение, насколько я могу судить, потребность в хорошем современном кинематографе не особенно удовлетворяет, но это вовсе не означает, что по телевизионному меню нужно судить о кинематографе в целом.

В столице Киргизии представили новую театральную концертную программу

Есть определенный дефицит зрительского кино. Хотя фильмы, рассчитанные на самую требовательную аудиторию, в том числе киноленты, развивающие традиции, например, советского кино, продолжают выпускаться, до кинотеатров они доходят далеко не всегда. Так что чаще хорошую ленту можно посмотреть только в интернете. Сегодня киноманы должны проявлять инициативу, искать нужные фильмы в интернете, следить за специальными показами.

- На форуме вы познакомились с работами молодых киргизских режиссеров. Какое впечатление они на вас произвели?

Евгений Майзель: Я в Бишкек приезжаю уже в третий раз. С уважением отношусь к таким мэтрам кинематографа, как Геннадий Базаров, Болот Шамшиев, Темир Бирназаров, Марат Сарулу. Заслуживают пристального внимания и работы молодых режиссеров, которых я отчасти знаю по международной киношколе "Содружество" (проходит в Батуми) и по программам международного фестиваля "Московская премьера", фильмы для которого я собираю вместе с Александрой Жуковой. Она специализируется как раз на коротком метре.

Не всякая республика и не всякий российский регион могут похвастаться тем, что ежегодно у них выпускается хотя бы одна интересная картина. Но у Киргизстана с этим нет проблем. В последние годы здесь хватает любопытного материала. Ставка на производство короткометражных фильмов, которую сделали в Бишкеке несколько лет назад, оказалась удачной. Это доказывают многочисленные фестивальные призы, которые молодые режиссеры привозят из разных стран.

Национальный конкурс, подготовленный в этом году киноведом и куратором Гульбарой Толомушовой, показывает, что уровень молодых ребят заметно вырос. Хороший пример того, что можно добиться успеха, не располагая большими финансами.

- А кого бы вы отметили из молодых российских режиссеров?

Евгений Майзель: Если говорить о российских, то Виталия Суслина. Это региональный режиссер. Он родом из Нововоронежа и там же снимает фильмы о земляках. В его картинах отражены проблемы обычного человека, которые знакомы и понятны зрителям. Между тем форма подачи киноматериала и сама суть суслинских историй далеки от некритичной развлекательности.

- Есть ли возможность у россиян и киргизстанцев реализовать какие-то совместные проекты?

Монументалисты России и Киргизии начали серию совместных проектов

Евгений Майзель: Фестиваль "Умут" дает возможность молодым ребятам познакомиться друг с другом, узнать, как обстоят дела у их коллег из соседних стран, и, может быть, лучше понять, увидеть самих себя и свои возможности на этом фоне. Возникнут ли из нынешнего форума какие-то связи, которые приведут в дальнейшем к каким-либо копродукциям, покажет время.

- Знаменитые киноартисты с удовольствием снимаются у молодых режиссеров или больше предпочитают работать с более известными мастерами?

Евгений Майзель: Мне кажется, актеры любят иметь дело с профессиональным подходом к делу. Если они встречают такой подход и интересную роль, то возраст режиссера едва ли станет помехой.

В авангарде - кино

- На форуме вы провели мастер-класс на тему "Что такое киноавангард: история, теория, практика". Почему выбрали именно эту тему?

Евгений Майзель: Дело в том, что авангард в кино - явление, суть которого не очень хорошо себе представляют. Между тем опыт авангарда 20-х годов прошлого века - интереснейшая попытка вообразить какой-то совершенно другой, неизвестный нам кинематограф, создать новый вид искусства. Несомненно, она потерпела крах, но поразительным образом основные линии напряжения между обычными продуктами киноиндустрии и авангардными практиками остаются актуальными до сих пор. Можно сказать, что кинематографисты 1920-х или более позднего времени по-прежнему остаются непревзойденными радикалами.

- Но если авангардный фильм не будет понят зрителем, для кого он тогда?

Евгений Майзель: Широкой аудиторией авангард никогда не бывал особенно принят. Однако для ценителей кино, для зрителей развитых и образованных авангардное кино -настоящая драгоценность. Надо учесть, что авангард хоть и бывает самым разным, но практически никогда не бывает заурядным, обыкновенным, посредственным. Такой фильм всегда - некое новое изобретение.

- Совместим ли авангард и цифровое кино?

Евгений Майзель: Авангард как историческое явление давно принадлежит прошлому. Но возникает вопрос: в какой мере сегодня живо наследие авангарда? Существуют ли сегодня режиссеры, которых можно было бы с оговорками назвать авангардистами?

Мое мнение: да, существуют. Так называемое экспериментальное кино нередко является прямым наследником исторического авангарда, даже когда его создатели не подозревают об этом.

Звезда мировой оперы высоко оценил возможности исполнителей Киргизии

Цифра, несомненно, может стать объектом критического осмысления, и так рождаются, например, картины француза Жака Перконта, разрабатывающие своеобразный глитч-арт. Используя артефакты, возникающие при сжатии файлов, Перконт создает серии изображений, как бы вскрывающих собственную структуру.

Разумеется, подходов к цифре может быть много. Но есть у авангарда с цифровой культурой и более неожиданная связь. Дело в том, что, как утверждает исследователь Лев Манович, именно исторический авангард 1920-х годов изобрел идею интерфейса.

В мире экс-СССР Кыргызстан РГ за рубежом