29.06.2022 19:54
Экономика

В Татарстане построили новый теплоход, который сможет ходить даже по мелководью

Текст:  Олег Платонов ("Российская газета", Татарстан)
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (8787)
Скоростное пассажирское судно на подводных крыльях типа "Метеор" спустили вчера на воду на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького.
Такие суда будут ходить не только по Волге, но и по Иртышу, Оби и множеству других российских рек. / Александр Эшкинин
Читать на сайте RG.RU

Как пояснил главный инженер проекта "Метеор-2020" Петр Ежов, эта модель не является повторением советской. Прежний вариант уже не соответствует современным нормам безопасности и комфорта. К тому же и заказчик со своей стороны выставил дополнительные требования к перевозке пассажиров и грузов.

У нового скоростного теплохода модернизирована крыльевая схема, она позволяет уменьшить перегрузки, делает судно более устойчивым. Также это дает возможность кораблю двигаться по мелководью и приставать к необорудованному берегу.

Запас топлива рассчитан на 13 часов плавания. Просторный салон, где могут расположиться 122 пассажира, оборудован удобными креслами с доступом к мультимедийному контенту с помощью WI-FI. Дизайн проекта уже получил престижную награду на европейском конкурсе промышленного дизайна EPDA.

Два теплохода из Санкт-Петербурга прибудут в Красноярск в 2024 году

- Основное отличие "Метеора-2020" - это новые крылья, которые ранее на скоростных судах в российском флоте не применялись, - говорит Петр Ежов. - Помимо этого сильно уменьшена осадка. На борту будут развернуты полноценные каюты для экипажа, что позволит ходить в дальнее многочасовое плавание на расстояние свыше тысячи километров. Повышенное внимание уделяется именно комфорту, организации питания на борту и условий для отдыха. На корме - открытая площадка, где пассажиры во время длительного путешествия могут выйти и размяться на свежем воздухе. А мультимедийная система дает путешественникам доступ к бортовой системе видеокамер, которые установлены в том числе и на корме. Это позволяет проводить полноценные экскурсии на воде.

По мнению специалистов, Зеленодольский завод технологически имеет возможность выпускать не один "Метеор" в год. Притом что с экономической точки зрения многим конвейерам выгоднее быть загруженными серийными заказами, чем изготовлять корабли поштучно. В этом году планируется спустить на воду еще одно судно такого же типа.

Новый "Метеор" отправится в Ханты-Мансийский автономный округ, где сейчас действует программа реновации пассажирского флота региона.

Просторный салон на 122 пассажира оборудован удобными креслами с доступом к мультимедийному контенту с помощью WI-FI

- Это позволит связать населенные пункты, которые разбросаны на обширной территории Югры, - говорит заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александр Тиртока. - А это 536 тысяч квадратных километров. Второй такой же теплоход тоже отправится в наш регион.

Скорее всего, первый рейс новое судно выполнит уже в следующую навигацию. Самостоятельно по северному морскому пути оно не доберется, поэтому доставят его к месту дислокации на барже. Что же касается Татарстана, то министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов пообещал, что в ближайшее время правительство РТ также разместит заказ на Зеленодольском заводе на "Метеор". Но только в том случае, если покупку субсидируют и из федерального бюджета.

Справка "РГ"

Зеленодольский завод за время своего существования построил 361 "Метеор". Теплоходы работали как в отечественном речном флоте, так и в Болгарии, Вьетнаме, Китае, Нидерландах, Польше и в других странах. Последнее судно спустили на воду в 2006 году.

Кстати

Недавно на Петербургском международном экономическом форуме был представлен "Метеор-120Р", разработанный и сконструированный нижегородским Центральным КБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. После чего он отправился в Ханты-Мансийск. Это уже второе судно из серии, предназначенной для речного транспорта региона. На воду его спустили в конце мая. Крестной матерью судна стала Ольга Чкалова, дочь великого летчика. А первый "Метеор" ушел в плавание в августе 2021 года.

В Чкаловске выпустят еще три судна: два из них уже стоят на стапелях, пятое недавно начали строить.

- Новые теплоходы отличаются от своих предшественников прежде всего конструктивно. Появилась интеллектуальная система, которая управляет всем судном - силовыми установками, климат-контролем, медийным пространством. Очень важно, что поменялось остекление: мы используем современные силикатные стекла. Поменялся и ходовой мостик с современной системой электронной индикации. При этом стараниями конструкторов и дизайнеров у "Метеора" сохранились узнаваемые черты, - рассказал председатель совета директоров - генеральный конструктор ЦКБ по СПК Георгий Анцев.

Длина "Метеора-120Р" - почти 36 метров, ширина - около 10 метров. Средняя скорость хода судна - 65 км/ч, дальность - 700 километров, максимальная продолжительность рейса - 8 часов. Вмещает до 120 пассажиров. Экипаж - 6 человек.

Подготовил Андрей Чугунов (Нижний Новгород)

Какой видится Россия с борта теплохода
Водный транспорт Татарстан