Сделано это было на случай введения обязательного страхования ответственности россиян, использующих средства индивидуальной мобильности (СИМ) в условиях городской среды.
О введении обязательного страхования ответственности электросамокатчиков не раз заявляли в том числе и депутаты Госдумы. Электросамокаты и другие СИМ пользуются возрастающим спросом среди россиян. По оценкам ретейлеров, в нынешнем году продажи электротранспорта увеличились минимум в два раза. В то же время, по данным МВД, число аварий с участием СИМ выросло на 35% по сравнению с январем - маем 2021 года.
И вот, по расчетам экспертов, прогнозная цена такой страховки оказалась сопоставимой со стоимостью полиса ОСАГО для автомобиля. Потому что у самокатов и других СИМ вероятность наступления страхового случая выше. Хотя возможная тяжесть причиненного ущерба существенно ниже.
С 2012 года аварийность на дорогах России снижается, несмотря на то, что размер автопарка постоянно растет. Так, число ДТП за этот период уменьшилось в 1,5 раза (до 133 тысяч ДТП), а число автомобилей на дорогах выросло минимум на 25% (до 60,14 миллиона). Ситуация же со средствами индивидуальной мобильности иная - их число постоянно растет. В прошлом году, по оценкам экспертов, было продано до 250 тысяч электросамокатов. За этот же период было зафиксировано около 700 ДТП с участием СИМ.
Лимит ответственности по страховому полису для СИМ может достигать 500 тысяч - по аналогии с ОСАГО. Это связано с тем, что при аварии с электросамокатом ущерб может быть нанесен не только здоровью пострадавшего, но и его имуществу, в частности, при ДТП с участием автомобиля.
Оптимизировать стоимость полиса можно, включив в него цену франшизы - по аналогии с другими видами страхования. Кроме того, уменьшить размер платы при страховании СИМ до 50% будет возможно при регистрации самоката (например упрощенной, через портал госуслуг). Либо при ограничении возраста водителя (возможность управлять самокатом с 16 лет). Позволит снизить стоимость страховки и введение "прав" на управление СИМ. Например, допускать к управлению водителей с правами категории "М" либо вводить специальную категорию для водителей средств индивидуальной мобильности с возможностью получить такие "права" в упрощенном формате. Например, сдав теорию и экзамен онлайн через Госуслуги.
Но оформление полиса ОСАГО как минимум требует регистрации этого самоката. А с этим большие проблемы. Сейчас даже нет соответствующей классификации этих транспортных средств, не говоря об их сертификации.
Расплата с износом
Если автосервис отказался восстанавливать машину, то страховая компания может заменить ремонт по ОСАГО выплатой. Но - с учетом износа. Об этом сообщила финансовый уполномоченный Светлана Максимова в рамках X Петербургского международного юридического форума.
По ее словам, если у страховщика заключен договор на организацию ремонта со станцией технического обслуживания автомобилей (СТОА), которая соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик должен направить его транспортное средство на эту станцию.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать направление на ремонт на одну из таких станций. При отсутствии такого согласия возмещение вреда осуществляется в форме страховой выплаты.
В этой связи, если страховщик представит финансовому уполномоченному доказательства невозможности выдачи им направления на ремонт в течение установленного законом об ОСАГО срока по причине отказа всех СТОА, с которыми страховщик заключил договоры и которые соответствуют критериям доступности для потерпевшего, а также сохранности гарантий от производителя, взыскиваемое страховое возмещение должно рассчитываться как стоимость восстановительного ремонта с учетом износа узлов, деталей и запасных частей.
Однако это противоречит мнению Верховного суда, а также рекомендациям Центробанка. Верховный суд, неоднократно рассматривая подобные дела, отражал в них иную позицию. А именно: если сервис отказывает в ремонте, то это проблемы страховщика. А если он их не может решить, то должен произвести выплату без учета износа автомобиля со всеми полагающимися штрафами и пенями.
Недавно страховщики обратились в Центробанк за разъяснением этого вопроса, и ЦБ подтвердил, что они должны придерживаться позиции Верховного суда: либо обеспечить ремонт, либо заплатить деньги без учета износа. Дело в том, что согласно позиции ВС денежная выплата с учетом износа возможна лишь в исключительных случаях, которые прописаны в законе об ОСАГО.
Чем обойдется такая рекомендация финуполномоченного - несложно предсказать. Все, кто обратился к нему с подобной жалобой, отправятся в суды. Нагрузка на представителей Фемиды вырастет в разы.