Марат Равильевич, с момента создания реставрационных мастерских прошло сто лет. Какие технологии тогда были в распоряжении реставраторов и до чего дошел прогресс к сегодняшнему дню?
Марат Дашкин: Основные принципы как материалов, так и методик, заложенные при создании нашей мастерской, сохранились до сих пор. Несмотря на то что реставрация, конечно, развивается семимильными шагами, какие-то базовые понятия остаются неизменными. Приведу пример: мы сегодня, как и сто лет назад, используем традиционную методику укрепления холста осетровым клеем. Действующим веществом в этом процессе выступает высушенный и вываренный плавательный пузырь рыб осетровых пород, который имеет прекрасные клеящие свойства. Подобная методика столетиями используется по всему миру, клеящим веществом выступает кроличий, мездровый или осетровый клей. Он же использовался художником при подготовке холста перед написанием картины, ведь любой холст после натяжки на подрамник требует определенной подготовки. Следовательно, эта методика не противоречит структуре произведения, заложенной самим художником.
То есть вы используете те же материалы, что и автор картины?
Марат Дашкин: Да, фактически - будь то укрепление кракелюра (трещинки. - Ред.) и изломов красочного слоя, дублирование картины на новый холст - мы ничего нового в структуру произведения не привносим. В мире есть несколько разных эффективных методик, и мы при консервации произведений придерживаемся традиционной. Также, конечно, широко применяются и современные материалы. К примеру, при усилении обветшавших со временем авторских кромок мы используем прекрасно зарекомендовавшие себя в течение десятилетий современные синтетические адгезивные клеи. Такая практика широко применяется в выставочной деятельности. Например, при работе с большемерными картинами перед отправкой их на выставки снятыми с подрамника и накатанными на специальный транспортный вал.
Какими принципами руководствуется в своей работе реставратор? И какова вероятность ошибки?
Марат Дашкин: Ошибки быть не может. Что такое реставрация? Это сложный процесс. Любую реставрацию предваряет масштабная подготовка. Для этого у нас существуют отделы химико-биологических и технико-технологических исследований. Мы работаем в тесном сотрудничестве с коллегами, исследуем структуру и состав красочного слоя, разрабатываем методику, по которой будут вестись работы. Она утверждается на реставрационном совете. Мы решаем, насколько будем внедряться в структуру произведения и какие именно работы производить. Все решения принимаются коллегиально специалистами хранительских, технико-технологических и реставрационных отделов. И столь тщательные всесторонние исследования, предваряющие нашу работу, сводят к нулю вероятность совершения ошибки.
Как вы понимаете, что картина нуждается в реставрации?
Марат Дашкин: Все экспонаты музея находятся под постоянным контролем, причем за каждым реставратором закреплены определенные произведения и на экспозиции, и в фондах. Два раза в год - как правило, в начале и в конце отопительного сезона - мы проводим профилактические осмотры, которые позволяют вовремя выявить и впоследствии наблюдать динамику некоторых скрытых процессов. Возникнуть они могут как в результате естественного старения произведения, ведь нет ничего вечного в нашем мире, так и как следствие возможного нарушения технологии подготовки холста и написания произведения самим художником. Скрытые процессы могут быть разнообразными: и внутреннее расслоение красочного слоя, и появление на поверхности кракелюра как следствие окисления и ослабления холста. В ходе профилактических осмотров и в фондах музея, и на экспозиции реставраторы стремятся выявить такие скрытые процессы, чтобы остановить их. В арсенал реставратора входят и превентивные мероприятия, например такие, как подбор оптимального климата для конкретного произведения. Так недавно нам пришлось изготовить для одной картины специальную климатическую витрину.
Санкции не ударили по работе реставраторов? Есть ли у нас в стране свои технологии, позволяющие обойтись без внешней помощи?
Марат Дашкин: Нет, у нас все идет своим чередом. Как практик могу вам сказать, что никаких изменений не произошло. К тому же в Москве работает в этом направлении ГОСНИИР - Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Отечественная реставрация всегда шла в ключе всех современных веяний. Бывает, для конкретной картины приходится разрабатывать специальные методики. Например, можно вспомнить реставрацию в 1995 году знаменитого шедевра Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Для консервации этого большемерного произведения был сконструирован и изготовлен облегченный сверхпрочный рабочий реставрационный подрамник с системой подъемов, которая позволила вести укрепление как лицевой, так и тыльной стороны картины.
Какие шедевры, которые мы сегодня видим в залах Русского музея, могли бы и не дожить до наших дней, если бы не реставраторы?
Марат Дашкин: Все зависит от автора картины и соблюдения им технологии при ее создании. Наши русские художники в большинстве были великолепными технологами. Например, такие мастера, как Карл Брюллов, Александр Иванов. В 2018 году проходила персональная выставка Карла Брюллова во Владивостоке. При подготовке его произведений, уточняя описание состояния сохранности, я снова с восхищением отмечал мастерство этого художника именно как прекрасного технолога. Процесс подготовки холста и написания картин был на таком уровне, что они уверенно чувствуют себя в веках.
Возвращение "Крыма" Куинджи
Сейчас на слуху четырехлетняя работа по реставрации картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Были ли аналогичные ситуации в вашей истории?
Марат Дашкин: У нас была чрезвычайная ситуация с картиной Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" в 2018 году. Она была отправлена в Москву для участия в выставке его работ в Третьяковской галерее, где ее похитили прямо из экспозиции. К счастью, картину быстро нашли и вернули, и повреждения были минимальные. Это были лишь небольшие царапины на поверхности красочного слоя. Но потребовалось время для наблюдения за полотном, чтобы выявить возможные незаметные на первый взгляд процессы, возникающие после неоднократного резкого изменения климата во время чрезвычайных событий. В апреле этого года реставрация этого произведения закончилась.