21.07.2022 17:32
Экономика

Занимать руководящие посты женщинам мешают стереотипы

Текст:  Евгения Мамонова
С каждым годом женщин-руководителей становится больше. Согласно исследованию hh.ru, в 2022 году число областей, где женщины претендуют на руководящие должности, выросло до девяти. Для сравнения, в 2019 году таких сфер было почти в два раза меньше. "Управление персоналом", "Наука, образование", "Медицина, фармацевтика", "Спорт, салоны красоты", "Бухгалтерия, финансы", "Маркетинг, реклама, PR", "Туризм, гостиницы, рестораны", "Искусство, массмедиа", "Страхование" - в этих областях доля женщин среди руководителей превышает 50 процентов.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на это, в обществе все еще силен стереотип: управленческие должности и высокие посты - это удел сильного пола. Согласно опросу Kontakt InterSearch Russia, 44 процента мужчин и 38 процентов женщин отметили, что хотят работать в подчинении у мужчины. При этом среди мужчин не нашлось ни одного респондента, который бы ответил, что предпочитает работать под руководством женщины.

"Согласно опросам hh.ru, подчиненные мужского пола склонны ниже оценивать работу своих руководителей-женщин, а соискатели, чьим руководителем является женщина, чаще положительно оценили бы, если бы руководителем стал мужчина, - говорит руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. - Интересно, что сами женщины также не приветствуют факт смены их руководителя-мужчину на руководителя-женщину: 18 процентов женщин линейных руководителей и топ-менеджеров скорее отрицательно, а 6 процентов крайне отрицательно отнеслись бы, если их непосредственным руководителем стала женщина. У мужчин распределение негативной реакции на такую замену немного другое: 14 процентов скорее отрицательно и 6 процентов крайне отрицательно".

По данным Kontakt InterSearch Russia, женщины чаще получают место работы, если их предшественницей также была женщина, мужчины приходят на место мужчин.

В ходе опроса 54 процента женщин признались, что сталкивались с ситуацией гендерного неравенства: 44 процента - иногда, 10 процентов регулярно. Мужчины говорили о подобной ситуации только в 30 процентах случаев.

Российские онлайн-магазины вытесняют иностранных ретейлеров

"Результаты исследования нас не сильно удивили, поскольку еще раз продемонстрировали укрепившиеся стереотипы относительно роли женщины в бизнесе, - поясняет партнер Kontakt InterSearch Russia Галина Спасенова. - Для мужчин все еще неприемлема работа под руководством женщины. Вероятно, это связано с патриархальными устоями. Большинство руководящих постов занимают именно мужчины, и пока о паритете в управлении говорить не приходится. Нередко мы слышим и скептическое: "Женщины управляют эмоционально, а не профессионально". Стереотипы о женщине в управлении обуславливают и нежелание самих женщин работать с представительницами своего пола".

Вместе с этим респонденты отмечают, что в последние годы гендерной повестке стало уделяться больше внимания. Однако на практике только 18 процентов компаний реализуют инициативы, направленные на гендерное равенство.

"В нашей компании сформировалась устойчивая тенденция поддержания женского лидерства, - говорит директор по персоналу компании "Валента Фарм" Екатерина Берестова. - Мы регулярно проводим программы развития руководителей, в которых сотрудницы активно принимают участие".

"Разворачивавшаяся до последнего времени ESG-повестка с глубокой интеграцией компаний на международном уровне делала отдельный акцент на гендерном равенстве, - рассказывает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - В России были сделаны первые шаги, но мы пока не можем наблюдать результат этих усилий, поскольку они имеют отложенный эффект. Но те компании, которые дольше практикуют ESG-подход, говорят о положительных социальных и экономических эффектах. Например, по данным ООН, достижение 30-процентной представленности женщин на руководящих должностях приводит к увеличению прибыльности на 15 процентов. Финансовые показатели - наиболее весомый аргумент в изменении корпоративных политик, поэтому можно ожидать, что постепенно тренд на большее присутствие женщин на руководящих должностях будет нарастать".

Компании продолжают экономить на аренде офисов

Однако практика так называемого гендерного квотирования, когда количество руководителей в компании "подгоняется" под необходимые параметры, у сотрудников вызывает негативную реакцию. По данным Kontakt InterSearch Russia, против практики гендерного квотирования выступают 82 процента мужчин и 54 процента женщин. Для сравнения: в 2020 году этот показатель находился на уровне 62 процента у мужчин и 11 процентов - у женщин.

По словам респондентов, пол не влияет на успех в бизнесе, важны лишь личные качества. Согласно опросу, мужчинам, занимающим высокие должности, чаще не хватает креативности, коммуникабельности и эмпатии, а женщинам-руководителям - последовательности и объективности.

Эксперты также отмечают, что для продвижения по карьерной лестнице и достижения высоких постов важны не гендерные факторы, а личные компетенции и навыки.

"И для руководителя-мужчины, и для руководителя-женщины важны внегендерные компетенции: сильные управленческие навыки, а также soft-skills - умение коммуницировать, выстраивать рабочие отношения с коллегами, - уверена Екатерина Мовсесян. - Если у руководителя и его заместителя общие ценности, если они доверяют друг другу в работе, то они могут сработаться, независимо от того мужчина или женщина стоит во главе".

Бизнес