06.08.2022 13:43
Власть

Косачев: Нападения Украины на ядерные объекты могут быть квалифицированы как акты ядерного терроризма

Текст:  Константин Косачев ((заместитель председателя Совета Федерации))
Очередная атака ВСУ на Запорожскую АЭС в дни проведения Конференции ООН по нераспространению ядерного оружия ставит на повестку дня вопрос о соблюдении Украиной своих международных обязательств в сфере безопасности ядерных объектов.
Читать на сайте RG.RU

Базовым международным актом в этой сфере является Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года (вступила в силу для Украины 25 сентября 2007 года).

Для целей правовой квалификации нужно ответить на 2 вопроса: 1) что является преступлением ядерного терроризма? 2) какие действия должно предпринимать государство-участник для противодействия этому преступлению?

Согласно статье 2 (b) Конвенции преступлением ядерного терроризма признается, в частности, следующее поведение:

- незаконное и умышленное использование или повреждение ядерного объекта таким образом, что происходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивного материала:

i) с намерением причинить смерть или серьезное увечье; или

ii) с намерением нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; или

iii) с намерением вынудить международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.

- Для целей предотвращения преступлений по смыслу Конвенции Украина как государство-участник обязана прилагать все усилия к принятию соответствующих мер по обеспечению защиты радиоактивного материала с учетом соответствующих рекомендаций и функций Международного агентства по атомной энергии (статья 8).

Косачев: Масштаб преступлений Киева столь велик, что не замечать их без потери репутации невозможно

- Наконец, получив информацию о том, что преступление, указанное в статье 2, было совершено или совершается на его территории, государство-участник принимает такие меры, которые могут быть необходимым в соответствии с его национальным законодательством для расследования фактов, указанных в этой информации (статья 10).

Можно пойти еще дальше.

В Конвенции предусмотрена оговорка о том, что действия вооруженных сил во время вооруженного конфликта регулируются международным гуманитарным правом (часть 2 статьи 4).

Обращаемся к статье 56 Протокола № 1 к Женевской конвенции 1977 года, которая гласит:

- "Установки и сооружения, содержащие опасные вещества, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных веществ и последующие тяжелые потери среди гражданского населения".

Поскольку ничего из этого украинские власти не выполняют и не пытаются выполнить, можно сделать вывод о том, что систематические нападения на Запорожскую АЭС выбраны ими в качестве метода ведения войны, что запрещено международным правом и общими принципами гуманности, человечности и здравого смысла. Таким образом, нападения Украины на ядерные объекты могут быть квалифицированы по международному праву как акты ядерного терроризма.

Источник: аккаунт заместителя председателя Совфеда Константина Косачева.

Позиция Внешняя политика Совет Федерации