С чего все началось
Состоянием подъемников для инвалидов озаботились сами жители проспекта Плевицкой. Они обратились в "Курские известия" с недоумением: подъемные платформы не работают, да и как иначе, если там, где должен быть указан телефон обслуживающего аппаратуру сотрудника, - пустая строка.
"С момента их установки в 2019 году устройства ни разу не включали. Дело в том, что для использования платформ нужен ключ, но, где его взять, на информационных табличках не сказано. В мэрии отметили, что за три года никто ключа так и не попросил", - пишут "Курские известия".
Тем временем курские журналисты выяснили: "каждый из подъемников три года назад стоил около миллиона рублей. Два миллиона поступили из федерального бюджета по национальному проекту "Жилье и городская среда". Заказывал подъемники в 2019 году департамент строительства и развития дорожной сети Курска. Тогда на новую дорогу от улицы Косухина до проспекта Плевицкой и благоустройство переходов потратили 262 миллиона рублей из федерального, областного и муниципального бюджетов. Производитель этих подъемных платформ для инвалидов сообщил нам, что данные устройства в 2022 году могут стоить от 1,5 миллиона рублей. Когда мы приехали на проспект Плевицкой, то убедились, что подъемники действительно стоят нераспакованными. Кнопки, поручни, платформа покрыты многолетней пылью и грязью. На одном из подъемников пульт сломан".
В комитете дорожного хозяйства города Курска нас заверили, что подъемники введены в эксплуатацию и находятся в исправном техническом состоянии. Что, в свою очередь, проверить сложно, ведь ими никто не пользуется. Еще один важный момент: платформы для инвалидов не поставили на учет в Верхне-Донском управлении Ростехнадзора. Как выяснили "Курские известия", сделать это должны были в течение 10 дней после ввода подземного перехода в эксплуатацию.
"В целях оформления решения о вводе объекта в эксплуатацию после его монтажа владелец направляет уведомление о вводе объекта в эксплуатацию. Указанные в вашем обращении подъемники для инвалидов в подземном переходе на проспекте Плевицкой рядом с домом N 23 не поставлены на учет в управлении, информацией о владельце подъемной платформы для инвалидов управление не располагает, ответственность за работоспособность подъемных платформ для инвалидов возложена на владельца объекта. Ваше обращение направлено в администрацию города Курска для установления владельцев подъемных платформ для инвалидов и в целях оформления решения о вводе объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством РФ", - цитируют "Курские известия" ответ на запрос в Ростехнадзор.
"Можем и вас прокатить"
Когда собкор "РГ" приехала к самому знаменитому теперь курскому подземному переходу, там вовсю кипела работа. Мастера запускали то один подъемник, то второй.
- Не будем мы никаких интервью вам давать, - сразу сказал один из них. - Мы сюда работать приехали, а не разговаривать. Чего вы хотите от нас? Мы только прокатить вас можем вот на этой штуковине.
Потом специалисты все же разговорились. Как выяснилось, вся загвоздка действительно в ключе. Чтобы завести оборудование, этот ключ важно вставить в замочную скважину внизу пешеходного перехода. Платформа раскроется и поедет вверх - забирать колясочника. Там, когда человек заедет на нее, специальные поручни должны четко зафиксировать инвалида, а ребра платформы - коляску, и только тогда вся конструкция начнет опускаться вниз. Точно такой же алгоритм предусмотрен и на втором подъемнике, который может отвезти колясочника наверх.
- Не надо думать, что эти платформы помогут всем, - разговорились мастера. - Мама с коляской тут не встанет. Пожилому человеку с тяжелыми сумками проще взять тележку и прокатить ее по специальным рельсам для тех же детских колясок, они здесь, как видите, достаточно широкие. Так что платформы - только для инвалидов. Чтобы колясочник мог просто пересечь проезжую часть безопасно.
Местные жители, которые в это время не спеша прогуливались в местный торговый центр и обратно, тоже поделились своими наблюдениями.
- Подъемники эти мертвые стоят с самого начала, - Тамара Бочарникова рассказала, что первое время местные жители еще интересовались конструкциями, а потом махнули рукой. - Ну стоят и стоят. Справедливости ради скажу: ни одного человека на коляске я здесь еще не видела. Так что, возможно, это оборудование никому попросту и не нужно. Хотя мне по-человечески жалко это все. Переход новый, красивый, светлая плитка, но кто б ее помыл, кто бы подмел тут... А подъемники - это же просто приманка для всяких правонарушителей! Это они еще до них не дошли, а так - вот чувствую - сломают.
Мастера слова курянки опровергли. Согнутая в нескольких местах крышка одного из подъемников, расписанная маркером - тому подтверждение.
- Видно, что и били его, и пинали, и накалякали вот это, - говорят специалисты. - Но, видать, качественно сделано: ни один механизм внутри не повредили! А тут целых семь движков!
Мастера показали, как заводить и выключать подъемник, каждую манипуляцию провели несколько раз.
"Все работает"
Рассуждая о том, как в принципе работать подъемникам, они предположили, что тут или должен постоянно находиться человек, который сможет по первому зову прибежать и включить его, или надо выдать ключ социальному работнику, который будет включать и выключать подъемник. Но как это сделать? Подъемников в городе еще несколько: есть на Московской площади, на железнодорожном вокзале... К каждому приставить человека, платить ему зарплату? А если подъемники не будут нужны? Как тогда?
Множество этих и других вопросов мы задали в мэрии Курска. Первый заместитель главы администрации Николай Цыбин отметил, что действительно за все время, пока подъемники располагаются в пешеходном переходе, ими никто не пользовался.
- Как правильно заметили, подъемник включается от ключа, и поэтому с колясочником в этом случае обязательно должен быть сопровождающий, - подчеркнул чиновник. - Чтобы он спустился потом за ключом, когда человек поднимется на другую сторону улицы.
Как включить подъемник
На вопрос о том, как обеспечить ключами всех желающих пользоваться оборудованием, в мэрии два предложения. Первое: обслуживающая переход организация укажет свой телефон у входа в пешеходный переход, и номер этот должен быть доступен круглосуточно в режиме диспетчерской службы. Позвонив по нему, человек сможет подождать минут 20 максимум, специалист с ключом подъедет и включит подъемники.
- Второй вариант: сам колясочник или его опекун, представив подтверждающие это документы, могут обратиться к нам в администрацию с просьбой сделать дубликат ключа - мы это обеспечим, - продолжил Николай Цыбин.
Однако, как сообщили в профильном комитете мэрии, на проспекте Плевицкой и в его окрестностях пока не зарегистрировано получателей выплат, положенных людям с такими особенностями здоровья. А значит, можно только предполагать, когда подъемники будут здесь востребованы.