11.08.2022 14:01
Культура

Выборгский фестиваль подвел итоги

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №178 (8826)
Юбилейный ХХХ фестиваль "Окно в Европу" завершен. Церемония награждения лауреатов прошла, как всегда, в Выборгском замке. Ее провели президент фестиваля Армен Медведев и актриса Дарья Екамасова.
У микрофона - председатель жюри Алексей Федорченко. / Предоставлено пресс-службой фестиваля "Окно в Европу"
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль отметил и еще два юбилея - 90 лет Андрею Тарковскому и 100 лет одному из основателей "Окна в Европу" Станиславу Ростоцкому. При этом, подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, "мы - молодой фестиваль, у нас было восемь дебютов, и это круто!".

Главное жюри в Выборге - зрители. Они отдали победу дебюту Ивана Соснина "Далекие близкие" - истории учителя географии, который едет через всю страну к своей френдессе по социальным сетям. На втором месте - "Плотник" Авдотьи Смирновой, на третьем - "Календарь ма(й)я" Виктории Фанасютиной.

Фильмы фиксируют растерянность, в которой пребывают подростки без ориентиров и ясных целей

Жюри конкурса игрового кино под председательством Алексея Федорченко признало лучшим фильмом "Экспресс" Руслана Братова - герой драмы, выгнанный из университета и брошенный любимой, находит выход молодой энергии в азартной, но гибельной игре. Спецпризом за женскую роль награждена Дарья Екамасова ("Накануне"), за актерский ансамбль - "Экспресс" Руслана Братова, лучшим оператором назван Александр Худоконь ("Экспресс"). Особого упоминания жюри "за дуэт антагонистов" (актеры Владимир Сарапульцев и Данил Тябин) удостоился "Император" Альфии Хабибуллиной - история о конфликтном классе, в который пришел новичок, и предстоит нешуточная война за лидерство. Лучшим музыкальным решением признан саундтрек Антона Силаева к драме "Велга" по мотивам Ивана Бунина.

Фильм "Далекие близкие" получил и еще один приз - медиаконгресса "Содружество журналистов". Критики отдали предпочтение "Императору". Президент фестиваля Армен Медведев наградил фильм Михаила Брашинского "Волны" о человеке, пережившем трагедию, после чего его жизнь раскололась на две части; приз имени Саввы Кулиша достался фильму "Выборг, свой берег" Ашота Джазояна - о жителях Выборга, которые творят историю родного края.

Экватор кинофестиваля в Выборге: "Окно в Европу" показал фильм "Как мы жили в коммуналке"

Жюри конкурса неигрового кино сочло лучшим фильмом "Огонь" Анны Яновской, проследившей путь Благодатного огня от Иерусалима до сибирских глубин. Особых упоминаний удостоились "Камни" Армана Айвазяна и "Легенды Дальнего Востока" Сергея Винокурова - документальный рассказ об истории фермерства на крайних рубежах России и о сегодняшних рисковых поселенцах, участниках национального проекта "Дальневосточный гектар".

В конкурсе анимации победил "Мой друг тигр" Татьяны Киселевой, специальных упоминаний удостоились фильмы "Мой солдатик" Екатерины Черной, "Белый-белый день" Василия Чиркова, "Апельсин" Марии Якушиной, "Искра" Валентины Набиулиной.

Если судить по афише конкурса, "Окно в Европу"-2022 обозначило как главную проблему современности состояние растерянности, в котором пребывают наши подростки, лишенные ориентиров и ясных целей в жизни. Фестиваль ознаменовал всплеск "женской режиссерской волны" в нашем кино и предъявил публике россыпь новых имен. Теперь, подхватив выпавшее из рук "Кинотавра" знамя главного российского фестиваля, он вступает в четвертое десятилетие - по человеческим меркам, самый плодотворный возраст.

Зрители отдали свой главный приз дебюту Ивана Соснина "Далекие близкие" из программы "Выборгский счет". / Централ Партнершип
Мнения членов жюри

Елена Гликман, продюсер, член жюри конкурса игрового кино:

- Я посмотрела почти всю программу, и трудно было не обратить внимание на одну закономерность. В документалистике поднято множество тем: и космос, и жизнь на Чукотке, и рассказ о полярниках, больше года живущих в изоляции, представлена широта жизни, объем. И меня удивило, что в игровом кино и анимации так много депрессии и смерти. Причем игровые фильмы задуманы не сегодня, еще до ковида. Но в них нет попытки анализа того, что происходит с героями: они как появляются с депрессией, так с ней и выходят, и слава богу, если живые. И хочется спросить молодых кинематографистов: "Что с вами не так"? Мое поколение пережило 90-е. Это было непросто: из советской страны, жившей по вполне понятным правилам, выйти в чистое поле, в никуда. А этим ребятам дано так много интересного, но мы получили депрессивное поколение, углубленное в бесконечное самокопание и рефлексию. Почему же документалисты находят светлые краски, а режиссеры игрового кино нет? Поэтому мы и признали лучшим "Экспресс" - фильм не про смерть.

Павел Печенкин, режиссер, председатель жюри неигрового кино:

Я давно заметил, что лучшие фильмы - документальные: мы ближе к жизни. Были работы интересные, но "конструкторы", фильмы от ума. А должен быть реальный герой, который проживает на экране часть своей жизни. И заметна тенденция: изменилась точка зрения на нас и нашу страну. Мы словно начинаем в ней заново жить. Даже умирающую деревню можно показать с любовью. Понятно, что в кино нужен конфликт, но ведь необязательно через грязь и депрессию. Ту же деревню можно показать через покосившиеся дома и спившихся жителей, а можно через девочку, которая каждое лето приезжает в деревню и проживает там лучшие дни жизни…

Беседовала Елена Боброва

На Урале открывается новый международный кинофестиваль
Наше кино