16.08.2022 17:54
Экономика

Европа оставит без газа самые бедные страны

Текст:  Тихонов Сергей
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (8829)
Европа, несмотря на запредельные цены и сложности с поставками из России справляется с заполнением своих подземных хранилищ газа (ПХГ). Но только этих запасов для прохождения отопительного сезона не хватит. И если объемы импорта газа из России не увеличатся, то европейцы будут вынуждены скупать все объемы свободного сжиженного природного газа (СПГ) на рынке.
Читать на сайте RG.RU

Это станет причиной дальнейшего повышения и без того высоких цен на газ. . Сейчас они выше 2500 долларов за тысячу кубометров, но в "Газпроме" ожидают, что к зиме на бирже стоимость газа может превысить 4000 долларов за тысячу кубометров. Это оставит без "голубого топлива" страны, которые не могут позволить себе столь дорогие покупки. В первую очередь, это коснется покупателей в Азии, но и некоторые восточноевропейские государства могут оказаться в положении "бедных родственников".

Все можно посчитать. К зиме страны ЕС подойдут с запасами минимум на 10% выше, чем в прошлом году (было 77%). К 13 августа средний уровень заполнения европейских ПХГ - почти 75%, или около 80 млрд кубометров из 108 млрд общего объема. Едва ли к отопительному сезону (15 октября) запасы в ПХГ будут стопроцентными. Максимальная цель поставлена в Германии - 95%, но можно использовать это показатель для всей ЕС, хотя большинство стран планируют заполнить хранилища на 90%. То есть к 15 октября в европейских ПХГ будет почти 103 млрд кубометров газа.

Отопительный сезон длится до апреля, в этот период, естественно, газа тратится больше, но можно пользоваться и средними показателями. В год Европа потребляет 470 млрд кубометров, в месяц - 39 млрд кубометров. На пять с половиной месяцев понадобится 214,5 млрд кубометров газа. То есть Европе понадобится дополнительно 111,5 млрд кубометров газа. Если принять в расчет запланированное снижение потребление газа в ЕС - то почти 80 млрд кубометров.

В прошлые годы более половины этих объемов обеспечивали бы поставки из России, в первую очередь по "Северному потоку", работающему сейчас только на 20% мощности, а также по "Турецкому потоку" и прокачкой через Украину, ограниченной на 62% от оговоренных объемов транзита. Сейчас за 5,5 месяцев Европа, если ничего не изменится, может получить из России не больше 19 млрд кубометров. Учитывая, что новые газопроводы в ЕС, вроде Baltic Pipe - из Дании в Польшу, не запущены, добрать недостающие объемы получится только за счет СПГ. А здесь главным критерием получения поставок станет наличие долгосрочных контрактов, которых у Европы не так уж и много, или готовность заплатить за газ больше, чем другие покупатели. А это рост цен на газ для всего мира.

Что даст Европе новый газопровод из Испании

Долгосрочные СПГ контракты у европейских компаний покрывают не более 10% общего потребления газа в Европе, поясняет инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. Вероятность переориентации СПГ на АТР будет зависеть в основном от цен - кто больше предложит, туда СПГ и пойдёт. Его должно хватить, но цены всё равно будут высокими, скорее всего выше 2000 долларов за тысячу кубометров.

На одних только запасах газа в хранилищах Европа не сможет пройти отопительный сезон

Европа уже очень сильно страдает от роста цен на энергоресурсы и вынуждена тратить огромные средства из государственных фондов на подготовку к зиме, отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, если не будет экстремальных погодных условий и серьезных аварий на инфраструктуре, то Европа сможет обеспечить себя газом. Высокие цены будут перетягивать СПГ в Европу, в том числе законтрактованный азиатскими импортерами по долгосрочным контрактам. Бедные страны просто не смогут себе позволить газ по таким ценам и станут еще активнее жечь уголь.

В результате такого сценария, к углю - увеличению его доли в генерации - по-видимому, придется вернуться не только Пакистану, Мьянме или Таиланду, но и Индии, а возможно и Китаю, поскольку едва ли в Поднебесной захотят оплачивать капризы Европы. К тому же новые китайские угольные электростанции позволяют снизить вредные выбросы в атмосферу до минимума. На Западе такими пострадавшими могут стать некоторые страны Восточной и Центральной Европы, например, Болгария, которая отказалась покупать газ по схеме, предложенной Россией, а также те, что не имеют своих ПХГ, например, Словения.

Тем временем

Доля ветра в генерации электричества в среднем в Европе снизилась до 9,5% (нормальные показатели для лета около 13-20%). Штиль накрыл большинство европейских стран, высокий уровень ветровой генерации сохраняется лишь в Португалии, Дании, Швеции и Литве. Здесь доля ветра превышает 15%. Для сравнения, в феврале в среднем по Европе на ветер приходилось 20% в генерации электроэнергии.

В результате активного развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в странах Евросоюза ветровая генерация стала занимать значительную долю в энергобалансе. В прошлом, не самом лучшем для ВИЭ году, Европа уже страдала от безветрия, но в среднем доля ветра в выработке электроэнергии составила около 15%.

Долгосрочные контракты на поставки СПГ покрывают не более 10% потребления газа в ЕС

При этом электроэнергия, выработанная на ВИЭ, имеет привилегированный доступ подачи в сеть. То есть если есть выбор между электричеством, полученным на угольной или ветровой станции, то он будет сделан в пользу последней.

Но чем слабее ветер в Европе, тем больше приходится вырабатывать электричества на традиционных источниках энергии. В первую очередь на газе и угле. Газ по ценам выше 2500 долларов за тысячу кубометров делает электричество "золотым", поэтому остается уголь, цены на который также бьют рекорды, но все же позволяют не "топить печь ассигнациями".

Проблема в том, что в результате достаточно агрессивной "зеленой политики" ЕС в последние годы многие угольные станции были закрыты, а иногда и просто разрушены, а сейчас, когда газ стал очень дорогим и его не хватает, компенсировать потери ВИЭ из-за слабого ветра получается только за счет дорогого газа.

Три причины, почему ЕС не откажется от российской нефти
Нефть и газ