17.08.2022 01:01
Общество

Зачем корпорации стали вводить для сотрудников "пивные пятницы"

Текст:  Владимир Емельяненко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №182 (8830)
Перед входом в лесной ресторан "Варенье" под Рязанью куча детских колясок и очередь. Вход по приглашениям, остальным - от ворот поворот. Все знают: у популярного экопространства "Поляны" - семейная "пивная пятница".
"Трогательные среды", "камерные четверги" и "пивные пятницы" родом из посиделок на работе в СССР и закрытых корпоративов 90-х. / Евгения Гусеева / "Комсомольская правда"
Читать на сайте RG.RU

Издержки креатива

"Там пиво нефильтрованное, от монастыря", - делятся знатоки. И после строгостей карантина смекалке желающих попасть в культовое место почти нет преград. Даже появились "люди пятницы". Их сравнивают с ходоками по чужим свадьбам. Как завсегдатаи трутся у загсов, а потом втягиваются в шумные свадьбы, так и "люди пятницы" дожидаются перекуров и через знакомых "примыкают" к угощениям.

- Креатив тоже имеет издержки, - улыбается президент коммуникационной группы "МедиаЛайн" Лариса Рудакова. - Ведь "пивная пятница" - венец корпоративной культуры, малая, но броская ее часть. А практика такова, что новая коммуникативная среда работает только в комплексе. Те же пионеры "пивных пятниц" - 70-тысячная "РусГидро" с филиалами по стране и "Росэнергоатом", корпорация не меньше, -по пятницам нахаживают "Шаги по России" - измеряют длину компаний в походах. Кто-то потом за чашкой чая, кто-то - за бокалом вина, но зовут это дело "пивными пятницами". А "Росэнергоатом" к пятницам присовокупляет киберспортивные игры по энергобезопасности. Или "М-Видео" вывозит персонал на стримы в разные места, где люди днем работают, а вечером общаются, в том числе и за кружкой пива. Так в "М-Видео" заполнили 600 вакансий, а в "Росэнергоатоме" наладили переподготовку.

Причинить счастье

И пошли круги по воде. Так, в QIWI - провайдере платежных и финансовых сервисов - и в "Лаборатории Касперского" пивные вечеринки сначала родились как попытка снять проблему разобщенности, которая возникла в пандемию. Дело так заладилось, что по инициативе "снизу" появились "трогательные среды" - дни "обнимашек" в офисе, которые переросли в дни верстки рабочих планов. А филиалы в Новосибирске и Краснодаре ввели у себя "камерный четверг". Это когда в Zoom все встречаются на планерку-"пятиминутку", но с включенными камерами. И, как заметили социологи ВЦИОМ, уже у них внутри корпорации, после введения "летних фестивалей", люди не уходят на фриланс или удаленку, просто ради того, чтобы оставаться частью корпоративных выездов по пятницам.

Каждый пятый работник готов получать меньше, но не ходить в офис

- Все это называется well-being, или "счастьем сотрудников", что получает прописку в повестке многих компаний, - говорит административный директор сервиса по поиску работы HeadHunter Марина Лобынцева. - Это было и до пандемии, но раньше проникать в личное пространство персонала считалось не совсем этичным. Даже с намерением причинить счастье. Преимущество постковидной эры в том, что появляется осознанное управление балансом интересов - выгодой компании и выгодой ее людей. Работодатели понимают, что в рабочее время сотрудники могут быть не только персоналом, но и родителями с двумя-тремя детьми, дочерьми, заботящимися о пожилых родителях, или студентами. И в их интересах держать равновесие.

По данным ВЦИОМ, после сочетаний "пивных пятниц" с "трогательными средами", "камерными четвергами" и прочими "фестами" производительность труда в офисах подросла на 7-12%.

Метод Робизона Крузо

Но минусы "пивных пятниц" известны еще со времен СССР, когда народ перебирал лишнего. 1990-е, когда правилом хорошего тона считалось чуть не ночевать на работе, тоже дали издержки: служебные романы и корпоративные загулы разрушили не одну семью. Теперь к "пивным пятницам" опять тяготеют те, чья работа сопровождается большими нагрузками, - молодые люди и девушки (реже) до 30 лет и мужчины среднего возраста. Так они снимают стресс, который накопился за неделю.

Правда, похоже, что культ новой "пивной пятницы" складывается по методу Робинзона Крузо - через неизвестность, но когда за плечами есть багаж освоения необитаемого острова. Как, например, в немецких ресторанчиках Гамбурга или Любека ровно в 22.00 начинает накрапывать, а потом лить... дождь на все столики. Чтобы самые заядлые не засиживались. Так и "пивные пятницы", они как бонус. С тем и пришли, чтобы напомнить, что эпоху неопределенности пандемии меняет неизвестность. Просто будущее распалось на мозаику. И она, хоть уход цен в "отпуск" в 1991-м, хоть прострация "черного вторника" 1998-го или мечты и о дауншифтинге на Бали или Гоа в 2008-м и в 2013-м, взяли и вернулись вместе. И рвут на части, проверяют готовность к будущему. Тестом была пандемия. Теперь наступили будни: управленцы думают, как и чем выстроить готовность к будущему, а люди - как себя изменить.

Точка зрения

Турбулентность мобилизует волю

Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор МГУ:

Среди психологов живуч афоризм: "Каждая компания - это воплощение неврозов ее руководства". Зло, едко и метко. То есть фирма реагирует на турбулентность примерно так, как ее "голова". Вариантов реагирования четыре.

Первый - реактивный: страх и тревога.

Второй - консервативный: выжидание с элементами сопротивления. Третий - рациональный: спокойная оценка ситуации и решение на основе анализа. И наконец, инновационный: поиск нетрадиционного выхода из кризиса, в котором "голова" себя чувствует как рыба в воде.

Чтобы найти свой стиль, надо вспомнить реакцию на прежние критические ситуации. Далее анализ - ключ к выбору решений. Я бы выделил три "ключа".

Первый - "сбегать "на кузницу", проверить наличие "гвоздей", "подков" и прочего. Здесь понадобятся люди, которые ближе к "земле", независимо от статуса и ранга. То есть с одной стороны - креативность, с другой - ломка "этажей", связанных с принятием решений.

Второе - пустить "на мясо" стадо "священных коров" бизнеса. Если они тормозят дело, - отменить их волевым усилием. Стоит заморозить и вялотекущие проекты, которых тем больше, чем больше предприятие. Свободные деньги и время стоит направить на критический ресурс. И лишь потом третье - забота о едином информационном пространстве, к которому не все привыкли: многим хочется, чтобы были секреты, тайны, статус. Но сегодня это обязательное условие выживания - речь идет о ясном понимании всей командой плана действий. Сложность здесь - в мобилизации воли.

В Оренбуржье число безработных снизилось на 2000 человек
Образ жизни