Чем этот фестиваль будет отличаться от семи предыдущих?
Эдуард Бояков: Когда журналисты задают мне этот вопрос, я стараюсь дать ответ на другой, более важный: не чем отличаются фестиваль в этом году от предыдущих выпусков, а чем он отличается от других фестивалей. А отличаемся мы прежде всего следованием идее, которая заложена в нашем названии. Мы гнем свою линию. Мы убеждены, что традиция может быть эстетически плодотворной.
То есть это не что-то умершее и окостеневшее, не памятник культуры?
Эдуард Бояков: Есть такое мнение, я часто слышу его в том числе и от своих друзей, что левая, модернистская идея куда более эстетически состоятельна. Взять хоть революционное искусство начала 20 века…
Русский авангард?
Эдуард Бояков: И авангард, и "Мир искусства", и староообрядцев, одновременно поддерживающих большевиков и радикальных художников своего времени. Все от послереволюционного авангарда Маяковского до рок-н-ролла, все эти модернистские попытки сбросить классиков с корабля современности, и все обновить-обновить-обновить, в сегодняшней жизни уже обретают какие-то патологические формы. Мы же все несколько в шоке от постоянных обновлений коллекций одежды, бесконечной смены сигаретных брендов.
И при этом нам всем катастрофически не хватает традиционности, внимания к традиции. Это отражается в укладе нашей жизни. Мы предпочтем новое кафе, где мы еще не были, тому, где познакомились наши родители.
Когда я выезжаю в другие страны - для кого-то менее прогрессистские, а для меня более здоровые, традиционалистские - то завидую народам, где в семьях умудряются сохранять свои праздники, свою музыку, свой музыкальный уклад, мелодический строй. Даже если ты поешь что-то духоподъемное про Донбасс, но воспроизводишь в песне язык другой, чуждой нам культуры, то ты, в общем, ошибаешься в этой попытке сказать что-то патриотическое.
Я бы с вами спорила: несовременность проигрышна. Но на меня большое впечатление на ваших театральных посиделках произвела Таисия Краснопевцева и ее друзья-музыканты.
Эдуард Бояков: Да, Таисия и музыканты рядом с нею - потрясающие мастера. Как и Варвара Котова, певшая и игравшая у нас в спектакле "Лавр".
Они убеждены, и я вслед за ними, что традиционная музыка может быть современной. Причем, остро и глубоко современной. Мега-современной. Современнее, чем любой … любая рок-н-рольная мода.
Современности традиции, ее актуализации и посвящен наш фестиваль. В нашу жизнь, в современную среду должны быть возвращены вечные эстетические ценности. Я понимаю, что словосочетание "вечные ценности" затаскано, ну тогда давайте искать новые словосочетания или освобождать старые от штампов.
Занятия традицией особенно важны в ситуации агрессивного постмодернистского влияния рекламы и всей потребительской культуры, категорически навязывающей нам вот эту погоню за новым.
Я не против перемен, не против слов модерн, постмодерн, новое. Но процесс модернизации обязательно должен соотноситься с традицией.
Это сложнейшая задача. Удивительно, как это удается той же Краснопевцевой, задающей почти банальной песне "Ой, мороз, мороз…"…
Эдуард Бояков: …блюзовый стандарт.
Согласен, что это суперзадача.
Вот я еду на "Мосфильм" в американском автомобиле, вижу огромный небоскреб. Я не могу закрыть глаза, и отречься от всего современного, что вижу вокруг себя и знаю, что многое из современного максимально помогает мне лучшим образом выполнять мои задачи. Но как религиозный человек, я понимаю, что для меня живы все жившие до меня мои предки - бабушки-дедушки-прадедушки. Со всеми их коровами и лаптями, ловкими инструментами и заводскими станками. И они не могут, не должны исчезнуть. Они тоже когда-то были современными людьми. И вносили свое, новое.
Слова и мелодии потрясающих народных песен не записывались, передавались устно. Воспроизводя колыбельную, мамочка могла в нее что-то добавить. И это ее прибавление попадало в новый канон и фиксировалось в нем, если было состоятельно с точки зрения современности.
И это обязывает нас искать гармонию между традицией и современностью. Ругаться и постоянно проклинать либералов с постмодернистами вообще-то неправильно, потому что мы живем в постмодернистское время. Одеты как постмодернисты. Наши дети, как органические постмодернисты, смешивают языки и практики и имеют уникальный доступ к тому, что нам было недоступно.
Поэтому мы должны знать и органически чувствовать пропорцию между модернизмом и традиционализмом.
И на фестивале мы как раз стараемся показать тех артистов - не скажу, что их много - у которых получается быть корневыми, не теряющими связь с традицией художниками, но при этом не превращаться в сидящих в ряд ряженых балалаечников, в целлулоидные ансамбли народных инструментов советской поры, которые на самом деле никакой корневой народной традиции не чувствуют и не передают.
Ну и когда заходит речь о народных песнях на ТВ, на автомате включается Бабкина и Кадышева. Но это точно не народная традиция. Народная традиция - это Варвара Котова и Таисия Краснопевцева. И мы ищем таких артистов, не забывая о современном строе нашей жизни. Самый яркий современный пример живой традиции - знаменитый рэп Акима Апачева и Дарьи Фрей "Плывет кача" с его "В Мариуполе демонов хоронят".
Он будет звучать у вас?
Эдуард Бояков: Да, в финальном аккорде программы - большом концерте. Но будет соседствовать с оперными сопрано сестер Терентьевых.
На фестивале будет много таких неожиданных столкновений. Ансамбль "Казачий круг" рядом с Машей Макаровой ("Маша и медведи"), группа "Зверобой" рядом с Петром и Полиной Лундстремами. Петр - потрясающий скрипач, внук того самого Лундстрема, колесит сейчас с концертами по Донбассу.
Вот такое столкновение, сочетание. И при этом будет еще много поэзии - Анна Ревякина, Анна Долгарева, Мария Ватутина, Игорь Караулов будут читать свои стихи.
Захар Прилепин расскажет о своей работе над книгой о Шолохове. То, что я уже слышал от него, мне кажется невероятно интересным.
Северные пинежские сказы будут соседствовать с программой Натальи Сербиной и Сергея Летова, посвященной песням украинского полесья.
Киновед Михаил Трофименков расскажет о многонациональном советском кино.
Вы обычно не избегаете религиозной темы.
Эдуард Бояков: Да, у нас всегда много разговоров о Боге, это тоже наша традиция. На этом фестивале будет большая встреча с отцом Павлом Островским, известным блогером.
На фестивале пройдет серия больших лекций о наших связях с сербским православным миром. Герман Садулаев прочтет лекцию о семейных обычаях и традициях Северного Кавказа - адатах.
Выступит хор Даниловского монастыря, один из безусловных фронтменов православной музыкальной культуры в нашей светской среде.
Вы постоянно подчеркиваете, что традиционная культура популярна в западных странах.
Эдуард Бояков: Да. Почему-то в нашем представлении народная культура - это квас, морс, фестиваль сыра и варенья, коробейники. Ничего не имея против фестиваля сыра, должен все-таки сказать, что нам нужна очень серьезная программа развития русской корневой культуры.
Я уверен, что без патриотизма и культивации родной, народной культуры мы все потеряем. И для начала нам хорошо бы хотя бы перестать бояться этого словосочетания. Пусть никто не пугает нас и не пугается сам якобы скрывающимся за этим национализмом. Любой человек со здоровым сознанием в состоянии провести границу между этими явлениями.
А то пока получается, если говорить, например, о корневой музыке, то у нас есть бурятская, татарская, якутская, еврейская музыка, а русской нет. Это в сталинское время началась некая эрозия. Сталинская поддержка национальных окраин, включая Украину, республики Средней Азии, Кавказ привела к очень противоречивым результатам. И к числу негативных я бы отнес в первую очередь потерю русской православной культуры.
Мы должны ее восстановить. И в этом отношении нам точно нужно брать пример с Запада, где, например, проходят сотни фестивалей, и на главные - в Америке, Шотландии, Скандинавии - собираются до ста тысяч человек. Слушать народную музыку невероятно модно у скандинавов. А в США те, кто поет кантри, почти также знамениты и почитаются, как те, кто поет рэп. У них есть своя аудитория (условно можно сказать, что это люди, голосующие за Трампа), которая знает их имена. Я тоже знаю их имена.
Но американцы-то не знают наших кантри-звезд. И мы сами их тоже почти не знаем.