Что в нем было хорошего и полезного (кроме того, что многие, как и автор этих строк, впервые открыли для себя такой замечательный город, как Екатеринбург)? Выделим пять пунктов.
Первое. Фестиваль заявлен как Международный Евразийский, и он действительно таким получился. Были кинематографисты из Казахстана и Киргизии, Южной Кореи и Хорватии, Сербии и Саудовской Аравии, Туркмении и Ирана, Китая и Германии и других стран.
Второе. На фестивале была достойная деловая программа - такая, которую хочется видеть в целом на киносмотрах. На дискуссиях присутствующие узнали о возможностях, которые сегодня дает работа с названными странами. Сценарная и Актерская лаборатории показали высокий уровень. Актерская вообще в стране проводилась впервые, о чем подробно писала "РГ".
Спикерами на ней стали кастинг-директора Ирина Лаврентьева, Татьяна Хречкова, Елизавета Шмакова, актер и режиссер Евгений Сангаджиев, президент Гильдии кастинг-директоров РФ Рита Ленских и президент Гильдии актерских агентов Марина Карнаева. Директор Актерской лаборатории - Юлия Хамитова. А сценарную возглавила Марина Наумова - независимый продюсер, участник программы Роскино для продюсеров в сфере международной копродукции EAVE on Demand 2020, а также деловых программ Каннского кинофестиваля.
Жюри и наставники сценарной лаборатории в этом году - Савва Минаев, сценарист фильмов "Рыжий" Семена Серзина, "Сломя голову" Евгения Григорьева, "Беспринципные" и "Цой" Алексея Учителя; Андрей Апостолов, главный редактор киностудии "Ленфильм", программный директор, преподаватель ВГИКа; Элина Столерова, шеф-редактор и креативный продюсер ГПМ КИТ; Анна Хадалаева, редактор Свердловской киностудии и фильма "Духless" Романа Прыгунова и Антон Токтонов, продюсер кинокомпании "Лонг Тейл Продакшн".
Фестиваль кинодебютов "Одна шестая" в ЕкатеринбургеТретье. Отдельно вынесем пункт "Читки". На Свердловской киностудии артисты читали сценарии. Были представлены дебютный фильм Квентина Тарантино "Бешеные псы". Режиссером этой читки стал Арсений Мещеряков, чьи проекты зрители могли видеть в БДТ им. Г.А. Товстоногова, фестивале International Theatre Festival, Театре имени Федора Волкова. А также - дебютный киносценарий Алексея Балабанова "Счастливые дни", написанный по мотивам творчества Сэмюэла Беккета. Режиссер - Лиза Мороз, которая ставила спектакли в Большом театре, Театре.DOC, на сцене ГАБТ и в концертном зале "Зарядье", фестивале искусств "Преображение".
Четвертое. Фестиваль заново "открыл миру" Свердловскую киностудию. Не только напомнил о славной истории и созданных там фильмах, но и представил своеобразную "декларацию о намерениях", продемонстрировав возможности и потенциал. Вообще, хорошо, когда фестивали - не безликие, и за ними стоит какой-то "центр притяжения". В данном случае Свердловскую киностудию обновленного формата представляли Виктор Шадрин, Евгений Григорьев, Ольга Ерофеева-Муравьева, Алексей Федорченко и другие. Кстати, во время фестиваля было подписано соглашение о сотрудничестве между Свердловской киностудией и студией "Кыргызфильм".
И пятое, собственно, про дебюты. Не все они в основном конкурсе были отобраны по "праву первой ночи". То есть российские картины практически все уже были где-то показаны. А вот зарубежные - да, были российские премьеры. Судить ли строго за это фестиваль? Нет! Потому что делался он в год, когда многие придерживают свои проекты, не понимая, куда выведет ситуация, и уж тем более боятся отдавать на фестиваль, который проводится впервые. Однако, премьеры в данном случае - дело наживное. И в следующем году, вполне возможно, конкурс и будет состоять из новинок (тем более, что государством поддержано немало дебютов - нужно их показывать). Пока же конкурсные программы продемонстрировали заметные работы последнего времени в кино, и многие их действительно посмотрели впервые. Прежде всего - зарубежные гости и участники фестиваля.
Кинофестиваль дебютных фильмов Евразийского континента "Одна шестая"- Гран-при конкурса игровых фильмов - "Огонь", режиссер Айжан Касымбекова (Казахстан);
- Гран-при конкурса неигровых фильмов - "Тоска по острову", режиссер Летиция Фаркас (Франция);
- Приз "Лучший российский игровой дебют" - "По-мужски", режиссер Максим Кулагин;
- Приз "Лучший международный игровой дебют" - "Отау" ("Домашний очаг") , режиссер Алишер Жадигеров (Казахстан);
- Приз "Лучший российский неигровой дебют" - "Уральское дерби", режиссеры Юлия Серьгина и Арсений Кайдацкий
- Приз "Лучший международный неигровой дебют" - "Блюз из Тегерана", режиссер Хавьер Толентино (Испания);
- Приз "Лучший актерский ансамбль" - "У самого белого моря", режиссер Александр Зачиняев (Россия). Победителя в номинации определила Гильдия кастинг-директоров;
- "Приз зрительских симпатий" - "Оторванные", режиссер Владимир Кривов (Россия);
- Специальное упоминание жюри игрового конкурса - "День мертвых", режиссер Виктор Рыжаков (Россия), "Дунай", режиссер Любовь Мульменко (Сербия, Россия);
- Специальное упоминание жюри неигрового конкурса - "Начальник отряда", режиссер Никита Ефимов (Россия) и "Cotton 100%", режиссер Михаил Бородин (Узбекистан, Германия).