24.08.2022 03:10
В мире

Манасбек Мусаев рассказал, что воодушевило его стать кинооператором

Народный артист Киргизии, лауреат государственной премии СССР, кинооператор Манасбек Мусаев отметил юбилей
Текст:  Любовь Борисенко (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №188 (8836)

Кинооператор Манасбек Мусаев за камерой на сьемках фильма "Процесс" в 1979 году. / Манасбек Мусаев
Читать на сайте RG.RU

За свою творческую жизнь мэтр киргизского кинематографа снял более 30 картин, которые вошли в золотой фонд не только Киргизии, но и Советского Союза. Среди них "Волчья яма", "Алые маки Иссык-Куля", "Белый пароход" и другие. И все же, как он сам считает, итоги подводить еще рано и съемки главного фильма у него еще впереди. Своими творческими планами Манасбек Мусаев, которому в 2022-м исполнилось 80 лет, поделился с "РГ".

Манасбек Мусаевич, как все же получилось, что обычный парень из провинции, где кино показывали раз в неделю, вдруг решил связать свою жизнь с кинематографом?

Манасбек Мусаев: Конечно, я не собирался становиться кинооператором. Я и о профессии такой даже не знал. Случилось так, что в 1953 году родители мне, когда я учился в четвертом классе, подарили фотоаппарат и я увлекся фотографией. Моя первая школьная учительница Екатерина Николаевна поощряла мое хобби. Однажды к нам в Нарын привезли фильм "Тарзан". Мы с друзьями любыми путями пытались проникнуть в кинотеатр, лишь бы еще раз посмотреть эту картину. Настолько она меня воодушевила, что я решил, что тоже стану снимать кино. Потом переехал во Фрунзе и устроился на студию "Кыргызфильм" помощником кинооператора. Тогда в Киргизии шла работа над художественным фильмом режиссера Ларисы Шепитько "Зной". Так случилось, что во время съемки произошел технический брак. Для его устранения из Москвы прилетела комиссия во главе с проректором ВГИК Борисом Ивановым. Они помогли исправить ситуацию. В то время директором киностудии был Шаршен Усубалиев. Он воспользовался приездом проректора и стал набирать группу для обучения во ВГИК. Всего 30 человек. На операторский факультет нас поступало трое. Нужно было пройти конкурс, представить свои фотографии. Нам помог наш соотечественник, который уже учился на третьем курсе института - Мелис Убукеев. Он отобрал нужные снимки, и мы все успешно поступили.

В Киргизии впервые провели мастер-классы педагоги ГИТИСа

Расскажите о вашем первом опыте работы в качестве главного оператора кинокартины?

Манасбек Мусаев: Снимать кино я начал на четвертом курсе ВГИК. Тогда же на недавно образованной студии "Кыргызтелефильм" работал над двумя документальными кинолентами. Это были мои курсовые. Одна из них называлась "Помнить и знать". Ее заказчиком было руководство штаба гражданской обороны Киргизской ССР. В фильме говорилось, как вести себя при атомной бомбардировке. Кстати, тогда я применил свою технологию съемки ядерного взрыва. Сделал это при помощи вспышки света. До этого использовали документальные кадры, которые вмонтировали в ленту. Второй фильм "Муке" - о знаменитом актере, впоследствии народном артисте СССР Муратбеке Рыскулове. Режиссером был Сакен Нарымбетов.

Кто же все-таки главнее во время съемок кинокартины - режиссер или главный кинооператор?

Манасбек Мусаев: На съемочной площадке, конечно же, режиссер. Он отвечает за идею картины, игру актеров, декорации, сценарий. Если же говорить о кинематографе как о производстве, то самый главный здесь - оператор. Эта единственная профессия, которая считается исключительно "киношной". Взять, к примеру, выдающегося актера Чарли Чаплина. Он был автором сценариев своих фильмов, их режиссером, композитором, сам же и снимался в них. Единственное, что он не смог освоить - это операторское мастерство. Так что, по моему глубокому убеждению, оператор - это самая главная профессия в кино.

Каким образом складываются отношения на съемочной площадке? Были ли такие случаи, когда мнения режиссера и главного кинооператора не совпадали?

ГИТИС запустил в Киргизии уникальный культурно-образовательный проект

Манасбек Мусаев: Мне пришлось много работать с Болотом Шамшиевым, с которым я познакомился в середине 60-х годов. Это непревзойденный мастер своего дела. Он очень требовательный к актерам, звукорежиссерам, сценаристам, но в мою работу он никогда не вмешивался. У нас был тандем. Я бы назвал это диалогом художественных сил.

Есть ли картина, работа над которой вам особенно запомнилась?

Манасбек Мусаев: Во время учебы во ВГИК пришла пора мне служить в армии. Руководство вуза поспособствовало, чтобы я остался в Москве. Приписали меня к Таманской дивизии. Там при доме офицеров была маленькая киностудия. Начали снимать хронику войскового подразделения - солдатские будни, учения, досуг. В то время в каждом полку был свой герой. У нас - Иосиф Лаар. Он повторил подвиг Матросова, закрыв своим телом вражеский дзот. Почему-то мы думали, что он эстонец. Написали сценарий фильма и даже поехали в Таллин, где в честь Лаара названа улица. Стал спрашивать о нем у местных жителей, но никто ничего не знал. Потом выяснилось, что он родом из Краснодарского края из села Эстосадок, куда во времена Екатерины II были переселены эстонцы. Пришлось ехать туда, переписывать сценарий. Снятый документальный фильм получил название "Реквием". Именно эта кинолента для меня стала талисманом.

Что труднее снимать - документальный или художественный фильм?

Манасбек Мусаев: Лично для меня сложнее работать над документальной картиной, но это в то же время и интереснее. Ведь часто бывает так, что во время съемок документалистики оператор выступает также в роли режиссера и автора сценария. Иногда приходится самому искать сюжеты. При работе над художественной лентой иногда снимаешь по несколько дублей. Например, в "Алых маках Иссык-Куля" у нас был своеобразный рекорд. В эпизодической роли был задействован работник студии, который должен был произнести одну лишь фразу: "Здравствуй, начальник-комиссар". Он никак не мог запомнить три слова. Он говорил: "Здравствуй, начальник Болот". То интонация у него была не та, то смотрел не туда. Ему уже подсказывала вся съемочная группа. Мы снимали эту сцену 20 раз.

Российский кинокритик рассказал в Киргизии о развитии кинематографа

Государственную премию СССР вам за какой фильм дали?

Манасбек Мусаев: За кинокартину "Белый пароход". Нас трое, кто был ее удостоен - Чингиз Айтматов, Болот Шамшиев и я. Вручали госпремию в Кремле 13 января 1978 года, но получал ее я один. Дело в том, что Чингиз Айтматов находился за границей. Я прилетел в Москву одиннадцатого, а Болот задержался. Он тогда начинал работу над фильмом "Ранние журавли". У него рейс был 12-го, но разыгралась такая метель, что полет отложили. Так что в Кремль мне пришлось ехать одному. По протоколу на награждение вызывали по алфавиту. Передо мной шла группа фильма "Сто дней после детства", но почему-то первым вызвали меня.

Ключевой вопрос

Есть ли кинолента, которую вы хотели бы снять?

Манасбек Мусаев: Есть картина, которую я хотел бы доснимать, она мне особенно дорога. Эта еще одна наша совместная работа с Болотом Шамшиевым. Называлась лента "Тайны орехового леса". Ее снимали в Арсланбобе. Сценарий к фильму написал сам Болот. Это приключенческий фильм. В него мы вложили столько сил, и так жаль, что он остался незавершенным. Мы отказались от всех компьютерных эффектов и снимали исключительно на натуре. Там была девушка, которая играла привидение. По сценарию она поднималась из болота и плавно летела по воздуху. Чтобы это выглядело как можно натуральнее, мы проявили чудеса смекалки. Соорудили специальный плотик, туман создавали при помощи дымовых шашек. В клинике доктора Исманкулова для актрисы сделали специальные белые линзы для глаз. Носить их можно только полчаса. Потом нужно снять, иначе можно повредить зрение. Работали ночью, удавалось не все. Сложностей была куча, но все же мы "одолели" эту сцену. Снимали мы уже не на пленку, а на цифровую камеру. И надо же такому было случиться, что, когда фильм был почти готов, отснятые файлы не смогли открыть на компьютере. Произошел какой-то сбой. Мы обращались к спецам в Алматы и Санкт-Петербурге. Увы, фильм так и остался незавершенным, и мне очень хотелось бы закончить его в память о моем друге Болоте Шамшиеве.

Кыргызстан