Первые зрители уже смогли посмотреть картину Антона Мегердичева "Сердце пармы" - долгожданную экранизацию одноименного романа Алексея Иванова. Написанный 20 лет назад, он и сегодня звучит очень современно. На фестивале фильм представили режиссер и творческая группа - это актеры Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Владимир Свирский, Елена Панова, Ислам Зафесов, Владимир Любимцев, продюсеры Дарья Лаврова и Игорь Толстунов, оператор Сергей Астахов, постановщик трюков Дмитрий Тарасенко.
Что сказал о своем фильме режиссер Антон Мегердичев? "Мы делали эту картину достаточно долго, и она, на мой взгляд, найдет своего зрителя. Фильм может задавать вопросы - кто мы, зачем мы, как образовывалось наше государство, наш этнос и почему люди постоянно в результате образования этого этноса проливают моря крови. Кровью земля к земле прирастает - это постулат книги Алексея Иванова. Мы своим фильмом постараемся задать эти вопросы, а зрители на них должны ответить сами…"
Фильм по следам романа рассказывает о покорении Великой Перми Москвой - это совместный проект компаний Star Media, "Профит" и телеканала "Россия 1", созданный при поддержке Фонда кино. На киноэкраны страны он выйдет 6 октября - и есть надежда, станет одним из главных кинособытий года.
Первые зрительские впечатления - в картине выделяется яркая работа Александра Кузнецова, сыгравшего пермского князя Михана. Это не первая его роль в историческом кино - актер играл героя фильма "Скиф". Кинодебют Елены Ербаковой, актрисы из Улан-Удэ, можно смело назвать открытием картины. Ее героиня - возлюбленная и жена князя, колдунья-ламия Тиче. Да и сама актриса уверяет, что она - шаманка. Очень может быть.
В картине занят цвет российского кино. Хотите Евгения Миронова? - пожалуйста: он тут епископ и креститель. Сергея Пускепалиса? - он тоже тут, его герой Полюд, один из приближенных князя. Плюс к этому - впечатляющие батальные сцены, которые кажутся мощнее подобных сцен во многих отечественных картинах последнего времени. Кто-то уже сравнил картину с "Игрой престолов", кто-то - с "Властелином колец". И все же зрители увидят эпос очень российский, не похожий на другие.
Как принял фильм писатель Алексей Иванов? Ему понравилось. "Это большое и умное кино. Это прорыв к новому национальному эпосу, дерзко рассказанному языком XXI века", - так он сказал.
Спрашиваю режиссера: как снимались батальные сцены, не многовато ли их?
- Может показаться, что их много, но сам я думаю, что столько, сколько нужно, - объясняет Антон Мегердичев. - У каждой батальной сцены та или иная задача, она снималась не просто для того, чтобы показать, как мы умеем мечами махать. У первой сцены - если можно так выразиться, один логлайн: средневековая бойня глазами маленького мальчика. Вторая - не столько битва в чистом виде, сколько метафора. Нам был интересен епископ, который на спине затаскивает крест во время битвы на купол церкви. А в чистом виде батальная сцена, конечно, в финале. С постановщиком трюков Дмитрием Тарасенко мы написали схему, разрисовали и сделали такую кинобитву, где зритель мог бы понять тактику сражения.
Обычно вслед за подобными картинами выходит сериал - и многие из зрителей охотно смотрят именно такую, подробную версию. Уточняем у продюсера "Сердца пармы" Дарьи Лавровой - она объясняет: "О сериале говорить пока что рано. Но фильм и сериал снимались по разным сценариям и раскадровкам - а это редкая у нас практика. Книга одна, но фильм и сериал совершенно разные. Сериал - не версия фильма. Или фильм - не версия сериала. Книга настолько плотная, что мы приняли такое решение. В сериале появятся и новые герои, и новые линии. Но это позже".
Чем еще запомнились первые фестивальные дни? На открытии министр культуры РФ Ольга Любимова поблагодарила гостей и организаторов фестиваля. Первых - за то, что приехали в Москву вопреки всем заявлениям об "отмене русской культуры". Вторых - за то, что, несмотря на новую реальность и "сложнейшую логистику", сумели справиться.
Президент ММКФ Никита Михалков напутствовал участников, гостей и зрителей проникновенной речью:
"Фестиваль - праздник. Мы должны понимать, что не бывает так, чтобы где-то шла война, а где-то идет праздник, когда это одна страна. Очень важно, чтобы мы здесь и в стране ощущали, что без нашей помощи - внутренней хотя бы - очень тяжело тем людям, которые участвуют в рождении нового мира и новой страны... Люди, которые делают и сделали все, чтобы все, что происходит за пределами нашей границы, не пришло сюда. А это пришло бы!
Хочу пожелать всем сил и осознания серьезности того, что происходит".
Никита Михалков по традиции вручил председателю жюри Евгению Миронову золотую цепь, изготовленную ювелирной компанией Mercury, - как символ власти на время работы кинофестиваля. Евгений Миронов обещал придерживаться традиций, заложенных в Московский кинофестиваль еще Сергеем Эйзенштейном в тридцатые годы.
В эти же дни на Московском международном кинофестивале по традиции вручили специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского" "Верю!". Представляя Константина Хабенского - а именно он стал лауреатом в этом году, - Евгений Миронов сказал: "Есть такая поговорка: "С ним - хоть в разведку". Вот это про Константина Хабенского. С ним можно полететь в космос - он не подведет. Я ему верю!"
Чем ответил Константин Хабенский? Этот приз, сказал он, для него аванс "за возможный будущий вклад в кинематограф". Поскольку он как раз и "служит в Московском художественном театре, который проповедует слово "Верю!".
44-й Московский международный кинофестиваль245 фильмов представлено в этом году на ММКФ. Они представляют 65 стран мира. Вот некоторые цифры. Индия и Франция привезли по 20 фильмов каждая, Китай и США - по 18 картин, Израиль и Иран - 16 и 15 соответственно, Южная Корея - 11, Мексика - 10, Германия и Италия - по 9, Бразилия и Испания - по 8 фильмов.
Иван Кудрявцев, глава отборочной комиссии ММКФ:
- "Примерно половина стран, представленных в наших программах, - это так называемые недружественные страны. В сфере культуры мы стремимся не создавать черные списки, а стараемся наводить мосты. Аплодируем мужеству тех кинематографистов (в первую очередь из США и Западной Европы), которые, несмотря на сложнейшие политические и логистические трудности, добрались до России и показывают свое кино".