На открытии фестиваля вместе с Ильдаром Абдразаковым и знаменитым баритоном Мариинского театра Владиславом Сулимским выступили воспитанники Молодежной оперной программы Большого театра сопрано Лилит Давтян, меццо-сопрано Ульяна Бирюкова, бас Алексей Кулагин, а также сопрано Ольга Привалова, которая сегодня занимается в Международной академии музыки Елены Образцовой. Все они прежде уже брали уроки мастерства у Ильдара Абдразакова. Кроме того, на концерт приехал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. В каждом элементе фестивальной программы певец находит возможность для поддержки. В данном случае он пригласил на концерт в столицу коллектив из родной Уфы.
Вечер начался с музыки Моцарта. И чтобы снизить градус формальности, какой обычно отличаются торжественные открытия, а также явно для того, чтобы уменьшить волнение молодежи, Ильдар Абдразаков исполнил арию Лепорелло из оперы "Дон Жуан" в шутейной манере с буклетом фестиваля в руках, как бы представляя маршруты нынешнего форума. При этом в целом программа концерта отличалась масштабностью и серьезностью: от барокко до бельканто, от русской музыки до сочинений Верди, и была составлена таким образом, что публика получила возможность услышать фрагменты из многих опер, что сегодня не представлены в афишах не только столичных, да и вообще российских театров.
Безусловно, соседствовать с такими мастерами, как Ильдар Абдразаков или Владислав Сулимский, для молодежи было совсем непросто. К тому же, по сути, филармонический оркестр, несмотря на дирижерские старания, не всегда демонстрировал точность и чуткость оперного аккомпанемента. И все же очень хороши, например, были Лилит Давтян и Ульяна Бирюкова в "Баркароле" из "Сказок Гофмана" Оффенбаха, где им удалось достичь по-настоящему красивого слияния голосов. Отличными получились и Ромео у Ульяны Бирюковой из "Капулетти и Монтекки" Беллини, и Клеопатра у Лилит Давтян из оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте", а Алексей Кулагин эффектно исполнил каватину дона Сильвы из оперы Верди "Эрнани". А вот Ольге Приваловой, к сожалению, не всегда удавалось совладать со своим большим интересным голосом и найти верную интонацию, будь то Неддой из "Паяцев" Леонкавалло или Леонорой из "Силы судьбы" Верди.
Тут сама собой и проступила, наверное, одна из главных тем в оперном искусстве: голос, каким бы он уникальным ни был, не есть тождество высококлассного певца. Без владения вокальной техникой, стилистического чутья, языковых знаний и умения подбирать репертуар, соразмерный голосу и таланту, достойного результата не добиться. И мастер-класс, конечно, учебный процесс не заменит, но подарит ценные ориентиры в профессии.
И концертное выступление двух настоящих звезд оказалось тоже прекрасным мастер-классом, который иногда даже превращался в интригующий баттл выдающихся оперных певцов, но оставаясь поучительным уроком не только для молодых вокалистов, по и для публики, которая с поразительным неофитством для консерваторской аудитории громко удивлялась, к примеру, тому, что у Верди есть опера "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо" (Ильдар Абдразаков в концерте исполнил арию главного героя), или то и дело пыталась аплодировать между частями арий и дуэтов. Солисты и дирижер лишь улыбались в ответ.
Помимо столицы фестивальный десант в этом году высадится во Владивостоке, Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске и Норильске. Финальный аккорд прозвучит в лицейский день, 19 октября, в Уфе.
На следующий день после открытия своего фестиваля в Консерватории Ильдар Абдразаков присоединился к Валерию Гергиеву. И они вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра дали старт московскому сезону мариинцев в концертном зале "Зарядье", который негласно считается столичной резиденцией петербургских музыкантов.