"По ледовому радару видим расположение и толщину ледяной кромки. Будут видны и торосы. Причем можно сделать так, чтобы высоты отличались по цвету. Особое значение радар приобретет, когда "Северный полюс" окончательно вморозится в льдину и экспедиция "Северный полюс-41" выйдет на нее", - рассказал мне помощник капитана по электронике Валерий Иванович Панченко. Пространство у ледового радара и радиорубка - его рабочие места
Не бойтесь, вас спасут!
В радиорубке Панченко показывает мне специальные маленькие отсеки для переносных радиостанций. На каждого члена экспедиции предусмотрены две носимые УКВ-радиостанции. Одна - обычная, для переговоров друг с другом.
Вторая - цифровая. Для обнаружения человека в любом месте уже в лагере возле судна. Такая станция именная, выдается конкретному человеку и имеет идентификационный номер. Ее будут выдавать перед выходом на льдину. На ледовом радаре сразу появятся метки каждого члена экспедиции. Это автоматическая идентификация человека.
Если полярник упал или просто уронил цифровую (и она заняла горизонтальное положение), сразу идет сигнал тревоги. Запрашивают о состоянии полярника. Если ответа нет - Валерий Иванович свяжется с теми, кто находятся неподалеку от пострадавшего. Чтобы они подошли и выяснили, в чем дело. Также будет вызвана группа спасения.
Ледовый радар и обычные радиостанции имеются и на других судах. А вот цифровые с отслеживанием данных по нахождению людей на льдине по ледовому радару - новшество на гражданских судах, к которым принадлежит "Северный полюс".
А пока рации не нужны - они лежат в коробках. Также на борту есть радиомаяк привода вертолета (для посадки на палубу).
Послушать тишину
"Вы первый раз в высоких широтах? - спрашивает меня Валерий. - Вот когда выйдете на лед, почувствуете, какая там необычная тишина. Такой не бывает в нашей обыденной жизни".
На судне есть система аудиообнаружения. Ее включают, когда лагерь уже разбит на льдине. "Она улавливать все посторонние звуки, показывая их направление. Например, вот где-то мишка зарычал", - поясняет Панченко.
Валерий Иванович любит тишину. Считает, она должна быть как внешняя, так и внутренняя. Рассказывает, как на судах, на которых плавал, к нему постоянно заглядывали люди - с одной просьбой: посидеть.
- Смотрю: ходят и ходят, ничего не просят, просто сидят. Спрашиваю: "А зачем приходите?" Говорят: "У тебя так тихо, мы хотим отдохнуть", - улыбается Панченко.
Любимая его присказка: "Море не терпит суеты". Это когда, например, начинаешь нервничать, что файл, который отправляется в редакцию, уходит очень медленно.
"Стараюсь всегда сохранять внутреннюю тишину. Суета ни к чему хорошему не приводит, - считает Валерий. - Когда человек спокоен, он может быстро выстроить четкие и правильные решения. Если нервничает - риск ошибки увеличивается".
Мечты сбываются
С Арктикой Панченко в дружбе. Первый раз он, коренной петербуржец, попал сюда еще курсантом.
"У меня интересно получилось: сначала окончил Военно-морское училище имени Попова (факультет АСУ на подводных лодках), но долго на флоте не задержался, - вспоминает Панченко. - Пошел в знаменитую Макаровку (Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова - прим. ред.), где окончил радиотехнический факультет. И вот на практике оказался на острове Андрея в море Лаптевых. Большой остров: там лежбище тюленей, нерпы на проталинах лежат, песцы бегают. И… та самая арктическая тишина, в которую я влюбился".
Работал на разных судах. В том числе на водолазном комплексе. Посередине корабля - шлюз, в который опускается водолазный колокол с людьми. В нем водолазы находятся под давлением, под которым им придется работать уже под водой. Когда колокол поднимают с глубины, постепенно выравнивают давление в колоколе. И только тогда человек может выйти. Одна ошибка - и люди погибнут. Ошибок не было.
"Помощник капитана по электронике - профессия, можно сказать, умирающая. На большинстве судов такая должность уже упразднена. Сейчас все автоматизировано, - рассказывает Панченко. - Только на судах, которые работают в Арктике и Антарктике, осталась. Понимая, что могу остаться без дел, еще раз пошел в Макаровку и окончил судомеханический факультет".
Получил диплом судового механика. Но на новую должность устроиться не успел. Арктика пригласила на борт "Северного полюса".
"Узнал, что строится уникальное судно - ледостойкая самодвижущаяся платформа. Решил, - рассказывает Валерий, - что было бы интересно на нем поработать. И как раз им требовался помощник капитана по электронике! Я сообщил супруге, что моя мечта - попасть на "Северный полюс". И она сбылась!"
Совы прилетели
С "Северным полюсом" Валерий Иванович познакомился еще в феврале, когда судно строилось на "Адмиралтейских верфях". Внутри - "голое железо" без перегородок. И было сложно представить, какими станут каюты.
В тот день, когда мы об этом разговаривали, на капитанском мостике, над судном, находящемся очень далеко от берега, кружило несколько чаек. И вдруг появился ястреб. "Такое случается, - объяснил он. - Птица устала в полете и ищет место, где можно передохнуть. А это может быть только корабль".
И вспомнил, как в 2014 году у Карских ворот к ним полярные совы залетели передохнуть: "Белоснежные, красивые. Нашли укромный уголок на палубе, схоронились. Пару дней у нас жили, в себя приходили. Мы их подкармливали хлебом, сыром. Они человека не боялись".
Валерий Иванович, как и все мы, очень ждал, когда "Северный полюс" дойдет до льдины и, собственно, начнется работа дрейфующей станции. Но если кто-то другой нервничал и пытался мысленно ускорить бег времени, то Валерий Иванович оставался спокоен. Море же суеты не терпит. И вот мы уже на льдине.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.