- Вы считаетесь главным биографом Путина. В 2000 году вами была издана книга "Загадка Путина". Затем последовало еще несколько книг о президенте России. Месяц назад издательство "Вече" выпустило вашу совместную с журналистом Рафаэлем Гусейновым книгу "Путь Путина". И буквально вслед за ней в издательстве "АИРО-XXI" публикуется еще одна ваша работа - "Владимир Путин в 2022 году". Это какой-то фрагмент из уже напечатанного или совершенно новый материал?
- Я не стал бы называть себя биографом вообще кого бы то ни было, в том числе и Владимира Путина. То, что я написал несколько биографий советских и постсоветских лидеров, получилось во многом случайно. Гораздо правильнее воспринимать меня как историка современности. У меня есть исследования, в которых я разбираю целые эпохи, например, время перестройки. Что касается новой работы, посвященной деятельности президента в текущем году, то это ни в коем случае не переиздание каких-то уже напечатанных текстов, а совершенно новый материал, который не вошел в книгу, подготовленную вместе с Рафаэлем Гусейновым. "Путь Путина" - это в значительной степени переработанные и частично дополненные тексты, которые уже издавались мной в разное время. К тому же работа над "Путем Путина" завершилась примерно одновременно с началом СВО, доказавшей способность нашей страны в одиночку противостоять коллективному Западу и ставшей переломным, эпохальным событием не только для президента и России, но и для всего мира. Поэтому в преддверии 70-летия Владимира Путина никак нельзя было отказаться от подведения хотя бы предварительных итогов этого года. Так возникла идея выпустить отдельную книгу о том, как президент подошел к своему решению о необходимости силового обеспечения безопасности России и республик Донбасса, что им было сделано для выстраивания внешнеполитического и внутриполитического фона СВО. Понятно, что год еще не закончился, поэтому в моих планах в начале 2023 года выпустить уже итоговое издание книги. То, что мы с моим соавтором Дмитрием Андреевым представляем сейчас, - это первая версия, которая, несомненно, будет впоследствии продолжена с некоторыми уточнениями.
- Вы с вашим соавтором в прошлом году также в издательстве "АИРО-XXI" выпустили книгу "Владимир Путин и Си Цзиньпин: личность и лидерство". Вы давно сотрудничаете?
- Я вот уже несколько лет работаю с отцом и сыном Андреевыми. Названную вами книгу о президенте России и лидере КНР я подготовил с младшим - китаистом Николаем Андреевым. А со старшим - историком Дмитрием Андреевым - мы написали книгу "Владимир Путин в 2022 году".
- Как историк вы, конечно, осознаете все риски обращения к анализу настоящего времени, тем более, как вы сами сказали, времени переломного и эпохального. Нет дистанции от рассматриваемых событий, которая необходима для их взвешенного осмысления. Как вам удается писать о текущем моменте, не отдалившись от него на необходимое для историка расстояние?
- Вы точно назвали главную трудность, с которой неизбежно сталкивается историк, изучающий современные ему события. И дело тут вовсе не в цензуре или в ее отсутствии, а именно в том, что для исследования прошлого, пусть и только что состоявшегося, необходимы две вещи - дистанция и разнообразие источников информации. Но ни того, ни другого применительно к происходящему на наших глазах объективно нет и быть не может. Есть ли выход из такой ситуации? Думаю, что есть. Во всяком случае, я выработал определенные методы, помогающие мне анализировать текущую ситуацию. Например, вопреки расхожему мнению, чрезвычайно информативны официальные тексты от первого лица, и это опять-таки касается не только Владимира Путина. У каждого человека есть свой стиль, своя манера говорения, акцентирования главного, эмоциональных ударений, смысловых подчеркиваний, игры подтекстами, иронических допущений и прочих сугубо личностных способов трансляции собственных мыслей. Естественно, такие субъективные особенности имеются и у Владимира Путина. За двадцать с лишним лет его нахождения в центре медийного внимания к этим особенностям можно было уже привыкнуть и научиться считывать ту информацию, которая, скажем так, не лежит на поверхности. Президент совершенно откровенно говорит нужные вещи в нужное время. Взять хотя бы, к примеру, образ "красных линий", которые он никому не даст пересекать в отношении России. Мы прослеживаем в книге, когда этот образ появился, в каком ситуационном контексте, как развивался и как его трансформации соотносились с принимавшимися решениями. Очень важно просто внимательно относиться к деталям и мелочам. Так что историк и современность может анализировать ничуть не менее успешно, чем прошлое, другое дело, что ему для этого требуется несколько иная оптика - образно говоря, не приближающий, а отдаляющий бинокль.
- То есть ваша новая книга - это фактически изложение основной событийной канвы СВО и деятельности президента на других направлениях в текущем году?
- Не совсем так. Конечно, материал дается в хронологической последовательности, но он не сводится к перечислению событий, пусть и комментированному. Структура книги сообразуется с основными проблемами, которые решал и продолжает решать президент, а это не только СВО. Мы говорим и об импортозамещении, и об усилении суверенитета российской экономики, и о военном строительстве, и о культуре. Политика нынешнего украинского режима - это системный вызов нашему государству, и отвечать на такой вызов надо тоже системно, не только на поле боя, но и на других фронтах. СВО стала тестом на жизнеспособность России Владимира Путина. И пока что этот тест в целом удается проходить. Главное, что с 24 февраля и до настоящего времени сохраняется высокий уровень общественной поддержки СВО. Конечно, не все идет гладко. Но никто и не надеялся, что СВО станет легкой прогулкой и Украина тут же капитулирует. К тому же нам противостоит все больше не Украина как таковая - мы воюем с натовской военной машиной и опытными военными специалистами, съехавшимися со всего мира. В книге рассказывается и о гораздо более успешных внешнеполитических шагах, например, о складывании антизападного альянса в лице России, Китая и ряда других стран. Понятно, что антизападная направленность этого альянса неоднородна. Если Москва и Пекин здесь задают тон, то остальные страны ведут себя не столь решительно, но тем не менее остаются с нами, а не пытаются доказать свою лояльность Западу. Словом, кропотливая работа президента и как Верховного главнокомандующего, и как лидера, определяющего основные направления макроэкономического развития и внешнеполитические ориентиры, продолжается. Его день рождения - всего лишь символический рубеж, который для решения задач 2022 года не имеет никакого принципиального значения.