18.10.2022 07:53
Экономика

В страховом бизнесе важнее всего понимать потребности клиентов

Текст:  Ольга Неверова
Российская газета - Спецвыпуск: Устойчивое развитие №235 (8883)
В этом году компании "Ингосстрах" исполняется 75 лет. С чего начиналась ее история, как удается сохранять лидирующие позиции на страховом рынке, каковы перспективы на будущее? Об этом "РГ" рассказал заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу компании Алексей Галахов.
Читать на сайте RG.RU

Алексей Владимирович, какие факторы, на ваш взгляд, обеспечили "Ингосстраху" долгое устойчивое развитие?

/ Пресс-служба компании "Ингосстрах"

Алексей Галахов: Таких факторов много, но главный из них, я думаю, - это люди, наши сотрудники. Наверное, есть некая наша уникальная, "ингосстраховская" ДНК, и смею надеяться, что я в том числе являюсь ее носителем. Компания прошла через все непростые времена, все кризисы, что, на мой взгляд, создало иммунитет, "антитела" к кризисам, при этом она сохранила свой фирменный стиль и непрерывно развивалась. В 90-е годы вся экономика встала, закончились советские контракты, поменялись партнеры, возник большой сегмент коммерческих страховщиков. Но мы четко понимали свою нишу и уверенно ее развивали. И даже дефолт 1998 года нас не поколебал - мы продолжали свою сдержанную, консервативную политику сбережения резервов, отказа от любых авантюр. И уже к февралю 1999 года наши результаты превысили ожидания, компания даже проиндексировала сотрудникам зарплату до докризисного уровня.

Ваша компания изначально создавалась под корпоративный бизнес. А с каких контрактов это направление началось?

Алексей Галахов: После Великой Отечественной войны начались международные торговые операции, которым нужна была страховая поддержка. Ее и обеспечивал "Ингосстрах". Нашими клиентами были "Экспортхлеб", "Экспортлес", "Союзвнештранс", "Тяжпромимпорт", "Тяжпромэкспорт", "Авиаэкспорт", то есть все наши внешнеторговые объединения, а также пароходства. К 60-70-м годам ХХ века наш бизнес окреп: мы были узнаваемы, встроились и вросли, не побоюсь этого слова, в европейскую финансовую структуру, имели договоры со всеми ведущими перестраховщиками.

Марат Пирназаров: перестрахование - особая форма правовых отношений

В начале 1990-х нам пришлось вновь начинать бизнес буквально с нуля. Этот период совпал с восстановлением промышленного потенциала страны. А сегодня у нас уже более 60 тысяч клиентов, которые представляют, в общем, всю экономику страны: от системообразующих предприятий до индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.

Можете ли вы привести примеры, когда "Ингосстрах" урегулировал серьезные убытки?

Алексей Галахов: Один из громких случаев произошел на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году - это была катастрофа нашего Ту-144. Тогда "Ингосстрах" урегулировал его, выплатив более 5 миллионов долларов. А совершенно недавний случай - пожар на складе компании "Озон", который вся страна наблюдала в прямом эфире. Пока мы с ним еще разбираемся. Но наше кредо: принимать убытки спокойно, потому что это наш бизнес. Четкость нашей работы постепенно влияет на рынок и формирует у потребителей наших услуг понимание того, что страхование - в интересах клиента, что в случае негативного развития событий страховщик заплатит.

В каком направлении развивается ваш бизнес? Какие трудности преодолевает?

Алексей Галахов: Наши клиенты - крупные и крупнейшие компании, их несколько тысяч. И конечно, они приносят больше 80 процентов объемов выручки. Но мы движемся в сторону среднего и малого бизнеса. Эти 20 процентов клиентов начинают обычно с каких-то коробочных продуктов, затем их развивают, увеличивают объем покупок, и мы ими очень дорожим. Именно для них мы создаем и развиваем все те модные и современные цифровые сервисы, без которых сегодня ты уже неконкурентоспособен.

Компания прошла через все кризисы, что создало иммунитет к ним, сохранив свой фирменный стиль, и непрерывно развивалась

Наш рынок вторичен, он не воспроизводит сам себя и не рос практически в последние пять лет. Но мы при этом росли. Для этого нужно было создавать и развивать заинтересованность и уверенность клиентов в страховании, в своем страховщике, стараться менять мировоззрение - с учетом нашего национального скептического отношения к страхованию как услуге.

Сохраняют ли верность компании ваши клиенты?

Алексей Галахов: Наши клиенты продлевают более 80 процентов договоров. Это, конечно, требует большой работы. Мы прошли "детские болезни", когда клиенты считали, что страховаться не надо, потому что ничего не произойдет. А страховщики выписывали полисы, брали деньги, смотрели в глаза клиенту и тоже думали, что ничего не произойдет. Но со временем произошло осознание своего предназначения: именно по критерию надежности нас и будут выбирать, значит, надо сделать все наши внутренние и внешние процессы, качество обслуживания надежной основой конкурентных преимуществ. И сейчас у нас отсутствует слово "нет" во взаимоотношениях с клиентом. Мы всегда договариваемся, ищем компромиссы, потому что наша цель - иметь лучшую репутацию. И она защищена в том числе финансовыми активами.

Как повлияла на бизнес-процессы в вашей компании цифровизация?

Алексей Галахов: Повлияла колоссально, процентов 70-80 всех процессов поменялось, прежде всего в розничном страховании. Первое - это возможность покупать продукты онлайн. Мы в корпоративном бизнесе в какой-то степени предвосхитили эти потребности, опросили клиентов, подготовили продукты, доработали сайт, провели технические и организационные настройки, обучили сотрудников - и не ошиблись.

В этом году поставили себе задачу продать в "корпоративе" онлайн на миллиард рублей. И сейчас продаем онлайн 12 продуктов для предпринимателей из сегмента малого и среднего бизнеса. И видим, что поставленной цели достигнем.

Что происходит с добровольным страхованием автомобилей

Появляются ли в вашем портфеле новые виды страхования, новые продукты?

Алексей Галахов: Мы стараемся опережать рынок, предвосхищать потребности клиентов завтрашнего дня. Мы страхуем, к примеру, и кибер-риски, что делают далеко не все страховые компании в мире.

Куда, по вашему мнению, будет двигаться страховой бизнес дальше?

Алексей Галахов: Страхование будет становиться все более сервисным. Например, вы застраховали квартиру и вас залили соседи. И мы не только выплатим возмещение, но и предложим качественный ремонт, чтобы вам не искать бригаду и т.д. Мы будем стараться и дальше модернизировать продукты, которые уже есть, и без фанатизма расширять их список. Надо быть на острие, не стесняться посмотреть, что есть во всем мире, - сайты, продукты, новые технологии... Я уверен, что будет преуспевать тот, кто современен и адекватен, кто будет использовать искусственный интеллект, нейросети в оценке рисков и моделировании различных ситуаций и событий. Но прежде всего - понимать, что нужно клиенту.

Страхование