Сегодня ПАО "Туполев" входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех.
В октябре 1922 года при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Николаевич Туполев. Позже по его предложению именно этот день - 22 октября 1922 года - стал считаться официальной датой образования ОКБ А.Н. Туполева.
Под руководством Андрея Туполева было создано более 200 проектов гражданских и военных самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях.
Великий авиаконструктор Туполев не оставил после себя книгу воспоминаний. На все предложения написать о своей жизни он обычно отшучивался: "Я не пишу, а делаю".
На "тушках", созданных под его руководством, установлено свыше 270 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Именно на самолетах Туполева советские летчики совершили первую посадку на Северном полюсе, Чкалов и Громов выполнили рекордные перелеты в Америку, а в 1959 году Хрущев впервые посетил США.
Так, рассказывают, что когда Ту-114 с советской делегацией прибыл в Соединенные Штаты, там долго не могли найти подходящий пассажирский трап из-за необычно высоких стоек шасси советского лайнера. Выход нашли: подогнали самый высокий трап, а на него поставили стремянку. Так и пришлось советской делегации спускаться по стремянке.
Туполев говорил: "Хорошо летать могут только красивые самолеты". Он был убежден и в другом: в том, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог.
Под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них Ту-95 - самый скоростной и единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160, или "Белый лебедь", - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой авиационный комплекс в мире…
На базе многоцелевого Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время.
Кстати, именно Ту-114 выбрал Никита Хрущев для своего официального визита в США. Примечательной оказалась не только заокеанская история с трапом для него. Рассказывают и другое: на тот момент самолет еще не завершил эксплуатационные испытания. Наверное, это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.
На протяжении многих лет в небо поднимаются пассажирские самолеты марки "Ту". Настоящей "рабочей лошадкой" стал Ту-154: на нем летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. В КБ Туполева был создан и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Перед самолетостроителями была поставлена задача - обогнать англо-французский проект "Конкорд". В результате Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше "Конкорда".
В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию самолета, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен экспериментальный самолет, силовая установка которого работала на жидком водороде, а затем на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 совершил первый полет. Всего было совершено пять успешных полетов на жидком водороде и около 70 на природном газе.
Сегодня, как подчеркивают в Объединенной авиастроительной корпорации, в области пассажирских перевозок самолеты Туполева занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают перелеты первых лиц государства. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения. Ныне на "Туполев" возложена ответственная задача - увеличение серии Ту-214 в интересах отечественной гражданской авиации.
При этом основное направление развития предприятия связано с укреплением обороноспособности страны. В числе приоритетных задач - выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, производство стратегического ракетоносца Ту-160, работа над перспективными проектами.
По словам генерального директора ПАО "ОАК" Юрия Слюсаря, Андрей Николаевич Туполев и коллектив ОКБ его имени всегда олицетворяли движение отечественного авиастроения вперед, во многом определяли его будущее. "Мы чтим традиции лидерства ОКБ Туполева, применяем в работе всей Объединенной авиастроительной корпорации лучшие практики нашего легендарного ОКБ и делаем все, чтобы этот опыт, решения и инженерная культура продолжали развиваться и давать реальные плоды в будущем - при создании новейших образцов российской авиационной техники", - говорит Юрий Слюсарь.
Справка "РГ"
Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки "Ту", около 1000 из них поставлено в 20 стран мира.