15.11.2022 00:37
Культура

Солист и гитарист группы "Пилот" Илья Кнабенгоф в интервью "РГ" - об идейном пересечении нового альбома с творчеством "КИШа" и новой программе коллектива

Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №257 (8905)
Продолжатели традиций умного питерского рока прервали всероссийский тур "25 лет группе", чтобы дать два концерта "Осеннее - пора". Сыграли в Санкт-Петербурге, а теперь и в Москве свои лучшие песни, под которые можно и погрустить, и задуматься, и зарядиться новым оптимизмом. Всего их, кстати, тоже 25. Среди них и нечасто исполняемые "Ждите солнца", "Трамвайная" и "ЧБ".
Илья Кнабенгоф (слева): В это время людям нужна энергия, чтобы подготовиться к холодам. / Екатерина Матроскина
Читать на сайте RG.RU

Певец и гитарист "Пилота" Илья Кнабенгоф рассказал обозревателю "РГ" о том, зачем группе потребовалась такая остановка в пути перед очередными концертами стадионного рока.

Эта программа для вас - передышка от привычных эмоций тура или аутотренинг перед зимой: для себя или для зрителей?

Илья Кнабенгоф: В это время людям нужна энергия, чтобы подготовиться к холодам. И поэтому мы сыграли в "Осеннее - пора" по большей части драйвовые, тяжелые, даже андерграундные треки. Ну а затем продолжим тур в честь юбилея группы: Мурманск, Петрозаводск, Иваново, Кострома, Краснодар...

В программу мы отобрали песни, которые были в горячих ротациях на телевидении и радиостанциях страны. Чтобы люди могли подпевать хором. Понятно, что эта дата больше значима для поклонников, нежели для нас самих. Недавно и я отметил 50-летие. Но считаю свой юбилей просто очередным витком планеты вокруг солнца и ничего значимого по этому поводу не испытываю.

Музыканты рассказали, какую музыку хотели бы играть для пассажиров московского метро

Весной из "Пилота", когда уже был расписан тур, ушли два музыканта. Остались вы и ударник. Это был самый трудный период в истории группы или бывало и хуже?

Илья Кнабенгоф: Да, группу покинули два музыканта, потому что их гражданская и политическая позиции не сошлись с моей. Мы достаточно быстро нашли новых музыкантов. Мой друг, владелец очень известного рок-бара, познакомил меня с ними. Я пришел посмотреть и понял, что это действительно настоящие профессионалы. Взял обоих на испытательный срок, но на этих пяти концертах они только подтвердили это. Сейчас у нас наконец-то абсолютно спокойная обстановка в группе, которая располагает к творчеству.

А вот вы сами никуда не уехали, хотя этнический немец.

Илья Кнабенгоф: Я из поволжских немцев, но получается, что у меня предки по отцу немцы, по матери евреи, и сам я немецкий еврей. Да, еще в 90-е, при развале СССР, и с той, и с другой стороны меня звали по "программе возвращения на историческую Родину". Мои родители хотели, чтобы я уехал и жил там, но я сказал, что я советский человек, здесь я родился и вырос, мне здесь все понятно, тут мои друзья... Да и мне вообще не о чем говорить с людьми, которые не смотрели мультик про Чебурашку, у них другие шутки, другое мировоззрение, то есть я буду всегда там чужим. Это первая причина. Вторая - это естественный патриотизм - пусть будет так громко (улыбается). Но это и моя благодарность стране, которая меня поставила на ноги, вскормила, дала крышу над головой. И всем людям, которые вокруг меня, всей своей жизнью обязан. Они дали мне стать известным. И в плане совести я должен отплатить своей стране, людям тем же.

Где и как жили в Москве Сергей Кузнецов, Юрий Шатунов и музыканты "Ласкового мая"

Новый альбом "Пилота" вышел во время тура, летом. Его название "Тыгыдым" - изобретенное вами слово, которое как вы объяснили, "единица измерения жизни человека". Да и звучит оно так же, как скачет по полю конь...

Илья Кнабенгоф: Изобретать, придумывать слова я действительно люблю, делаю с удовольствием это и в книгах, и в стихах, и в песнях. Да, "Тыгыдым" - единица измерения самой жизни, времени... У меня возникает образ: лошадь, которая является символом жизни, скачет по полю в то пространство временного континуума (если можно так научно выразиться), и каждый удар и от копыт, каждый шаг в этом галопе - это одна человеческая жизнь. Кстати, лошадей я очень люблю, работал в Ленинградском зоопарке, на конюшне. Был конюхом и инструктором по верховой езде, но лошади оказывались достаточно строптивыми. И когда их нужно было укладывать на ночь либо просто успокоить, я садился и либо играл на губной гармошке, либо пел просто голосом...

Для меня самого "Пилот" - способ общаться с людьми

Альбом "Тыгыдым" для "Пилота" необычный - такие сказки о людях, явлениях, былинных персонажах и сказочных героях, - как было у "Короля и Шута".

Илья Кнабенгоф: "Тыгыдым" действительно идейно пересекается с творчеством группы "Король и Шут". Я хотел сделать альбом собранием новелл, повестей о реальных людях. Но это не выдуманные сказания, как у "КИШа", а больше жизненные повести для взрослых.

Автор хитов "Винтажа", "Амеги" и Лолиты Алексей Романоф в беседе с "РГ" - о своей сольной программе и мировом дефиците хорошей музыки

Для меня "Пилот" - это в первую очередь концерты на "Нашествии", когда уже за полночь, после электрической программы вы садитесь на краешек сцены с акустической шестистрункой. А что "Пилот" для вас?

Илья Кнабенгоф: Лично для меня группа "Пилот" - это способ разговаривать с людьми. Я несколько социопатичен по жизни, но хотел бы донести свои точку зрения, философию, мировоззрение, мироощущение до других. Есть люди, мысли которых о мироздании схожи с моими, поэтому я как бы ищу "своих" в этой цивилизации. Как говорил доктор Снаут в известном фильме "Солярис", человеку нужен человек. Вот и мне тоже.

Рок