Отдадим должное стратегическому гению руководства HBO, догадавшегося запустить своё шоу параллельно с соперниками, и всё же заметим, что шедевром "Дома Дракона", увы, объективно не является.
Да, если взглянуть на каст экранизации романов Джорджа Мартина и поставить его рядом с цирковой труппой из амазоновского фанфика по Толкину, сразу понимаешь: небо и земля. Актёры в "Доме Дракона" - все, включая темнокожих Веларионов (как бы сам факт ни раздражал) - отличные. Тем досаднее не слишком удачная их ротация (за некоторыми исключениями) при частых хронологических скачках: многие из актёров, играющих одних и тех же людей в разные отрезки времени попросту друг на друга не похожи, что немало сбивает с толку. Причём иные персонажи умудряются вообще не стареть, сохраняя всё то же лицо - что особенно бросается в глаза на фоне изумительной работы, которую проделали гримёры с Пэдди Консидайном, сыгравшим дряхлеющего короля Визериса I.
Временная чехарда вообще сериалу сильно мешает. Казалось бы, авторы намеренно не разгоняют темп, чтобы обстоятельно рассказать историю, но при этом умудряются игнорировать огромные её куски, оставляя за кадром важнейшие события, которые имели мощнейший зрительский потенциал. С другой стороны, в повествование то и дело хаотично вводятся - и сразу же выводятся - герои, к которым никто не успевает проникнуться интересом. Плюс, кажется, именно эта скомканность приводит к совершенно малообъяснимым с точки зрения логики поступкам и событиям - вроде сцены убийства на свадьбе или эпичного бегства Рейнис из Королевской Гавани.
При этом "Дом Дракона", в отличие от тех же "Колец власти" (всё, больше не будем), действительно увлекает и держит до конца у экранов даже тех, кто знаком с книгой Мартина и прекрасно знает сюжет. Некоторых из них, впрочем, он успевает неоднократно неприятно удивить тенденциозной отсебятиной.
Вообще шоураннеры Мигель Сапочник и Райан Кондал явно старались придерживаться буквы романа, порой умело восполняя содержательные пробелы, связанные с форматом хроники, в которой он исполнен. Но иногда они намеренно резко меняли акценты, и, что самое печальное, сразу понятно - зачем.
Дело в том, что у Мартина, в принципе отнюдь не чурающегося идей феминизма, Пляска драконов была спровоцирована двумя властными и жестокими женщинами. В сериале же обе оказываются невинными жертвами интриганства окружающих их мужиков, подталкивающих бедняжек с обеих сторон.
И если отработка "расовой" повестки, хоть и режет глаз, но худо-бедно вплетена в мир (и вдобавок остроумно играет вполне утилитарную функцию, демонстрируя бесспорность незаконного происхождения детей Рейениры), то от повестки феминистской в "Доме Дракона" прямо-таки деваться некуда. Постоянное нытьё о тяжёлой женской доле в Средневековье, бесконечные и предельно натуралистичные сцены родов, демонстративное и отчаянное стремление к добру и справедливости в мире тестостеронового безумия - всё это изрядно утомляет.
Тем не менее "Дом Дракона", бесспорно, остаётся одним из ярчайших сериалов года, и во втором сезоне, даже после ухода Сапочника, обещает быть ещё эффектнее и размашистее. Только было бы здорово, если бы создатели учли вышеописанные неприятности и сделали выводы. И вот тогда мы получим по-настоящему крутое телефэнтези.