По словам руководителя конкурса "Мастера гостеприимства" Богдана Кондратова, впервые на одной площадке оказались собраны победители сразу трех сезонов конкурса.
- Лучшие из лучших сотрудники туриндустрии собрались вместе, чтобы прокачать управленческие и профессиональные навыки, узнать о современных практиках управления командами, восполнить знания по разным сферам менеджмента, а главное - найти новые знакомства и поделиться опытом с коллегами, - пояснил он.
К примеру, заместитель главы администрации тамбовского города Уварово Валентина Кобзарь стала победителем второго сезона конкурса с проектом гастрономического фестиваля "Вишневарово".
- Мой проект называется "Вишневарово" в Уварово, такая игра слов получается. Уварово - город в Тамбовской области, а "Вишневарово" - событие, которое в нем родилось, вишневый фестиваль. Этой идеей настолько уже все прониклись, что началась даже путаница: где название города, а где - события.
По словам Валентины Кобзарь, организаторы фестиваля позиционируют свой небольшой город как вишневую столицу России, где из плодов вишни делают все яства, какие только можно и нельзя вообразить, - от варенья по бабушкиным рецептам и вишневой наливки до всевозможных соусов для мяса и рыбы. И сейчас уваровцы вынашивают идею об объединении на своей площадке всех российских вишневых фестивалей: "Хоть тема у всех общая - вокруг вишни все поем и пляшем, но все мы разные". Победительница конкурса приехала для участия в мастерской, чтобы профессиональная прокачка, помощь тренеров "Сенежа" и опыт мастеров со всей страны помогли найти какие-то новые подходы к главному турсобытию Уварова.
Людмила Ворожцова из Ярославля лидировала тоже во втором сезоне "Мастеров гостеприимства" - с проектом "Путешествие на родину ярославского изразца". Причем на тот момент этому проекту был всего год, и стартовал он в разгар пандемии коронавируса, но сразу оказался очень востребован у туристов.
- Мы в своем союзе мастеров "АртЕль" объединили сорок мастеров народных художественных промыслов, проводим мастер-классы по самым разным направлениям: есть и бисероплетение, и валяние из шерсти, и народные куклы, и много чего еще. Принимаем туристические группы до 50 человек. Но что примечательно: 90 процентов участников этих мастер-классов едут именно на ярославские изразцы, они востребованы больше всего. Причем мы начали их проводить в 2020 году, и с тех пор турпоток идет только по нарастающей, - рассказывает Людмила Ворожцова.
По словам представительницы турбизнеса, участие в конкурсе "Мастера гостеприимства" стало для нее прорывом. Она одержала победу в номинации, учрежденной Русским географическим обществом, поэтому сотрудничество с РГО продолжилось, и сейчас на грант общества Людмила Ворожцова с единомышленниками создает атлас народных художественных промыслов и ремесел Ярославской области. Что касается мастерских "Сенежа", то проводившаяся в Ярославле для нее уже третья по счету, и бизнесвумен признается, что, несмотря на опыт, всегда есть чему учиться. Например, участники предыдущих скил-сессий и интенсивов научились оформлять заявки на гранты. В итоге по одному из полученных грантов союз мастеров "АртЕль" провел уже более 800 мастер-классов для детей.
Победительница 2020 года Жанна Федаева из Ялты занимается повышением престижа профессий индустрии гостеприимства, которая, по ее словам, сейчас испытывает заметный кадровый голод.
- На базе нашего отеля мы занимаемся профориентацией школьников и студентов, и в сезон несколько десятков студентов Крымского федерального университета работали у нас официантами, барменами, горничными, аниматорами. Кроме того, мы организовали первый в стране класс гостеприимства. Школьники - сейчас это уже 11-й класс - узнают там о "гостеприимных" профессиях и вместе с горничными, официантами и другими представителями отрасли каждый месяц погружаются в эту работу. Многие из них уже говорят, что будут трудоустраиваться в отрасль туризма. Более того, вместе с детьми погружаются родители и тоже приходят к нам на работу, - подводит первые итоги проекта Жанна. И делится радостью: многие ребята, прошедшие образовательные программы, поняли, что хотят начать с линейных позиций, а не метят сразу в менеджеры.
- Кстати, и растут они потом по карьерной лестнице гораздо быстрее. Отрасль туризма в этом отношении одна из самых динамичных. Например, к нам в отель сегодняшние топ-менеджеры шесть-семь лет назад приходили на позиции аниматора, бармена или спасателя на пляже, а сейчас это директор номерного фонда, директор рекреации, - рассказывает Жанна Федаева.
Отправной точкой для последующего карьерного роста представителей турбизнеса стал и конкурс "Мастера гостеприимства". Например, Лейсан Сулейманова из Уфы в 2019 году, когда заявлялась на конкурс, проводила авторские экскурсии, а сегодня она уже руководит своей туркомпанией, в которой работают шесть человек. Дальше она планирует увеличивать свою команду и развивать компанию. В том числе и с использованием навыков, полученных в мастерской "Сенеж".
Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности мастерской управления "Сенеж" президентской платформы "Россия - страна возможностей":
- Большая часть наших образовательных программ - программы, которые готовят лидеров изменений в отраслях. При этом для нас всегда важно сделать программу максимально прикладной: дать советы, техники, методики. Но мы не только стараемся дать много инструментов, подходов, которые можно реализовать "здесь и сейчас". Наша главная задача, чтобы, вернувшись в регионы, участники программы смогли найти единомышленников.
Александра Трофимова, программный руководитель проекта "Мастера гостеприимства":
- Нам очень важно не терять связь с победителями конкурса. Мы и дальше хотим приносить пользу его участникам, рассказывать о них, помогать, в том числе и с точки зрения карьерного роста. Поэтому в декабре начнем делать серию больших интервью с нашими победителями. В туриндустрии сегодня действительно ощутим кадровый голод. Из-за чего большое количество наших партнеров, представляющих крупные компании, обращаются к нам в поиске профессионалов. И нам правда в хорошем смысле повезло, ведь мы знаем конкурсантов не просто по резюме, а действительно знаем их компетенции, которые оценивались на разных этапах.
Справка "РГ"
Впервые конкурс "Мастера гостеприимства" был проведен в 2019 году. В итоге за три сезона к проекту присоединились более 87 тысяч человек, из которых свыше 140 стали победителями и в качестве приза получили возможность повысить свой профессиональный уровень еще больше благодаря участию в разных образовательных программах. "Мастерская национального гостеприимства", разработанная для победителей образовательным центром "Сенеж", - стала самой крупной из них. По словам организаторов конкурса, очно в мероприятиях нынешней программы участвовали 42 человека из 26 регионов России, еще свыше 50 мастеров присоединялись к сессиям и интенсивам в онлайн-формате.