Для оркестра прошлый год прошел под знаком Малера - на фестивале "Рахлинские сезоны" были исполнены четыре его симфонии прозвучали в "Рахлинских сезонах", в только что завершившемся туре - Седьмая, а в январе-феврале нового года вы сыграете еще и Вторую. Почему Малер?
Александр Сладковский: Малером я занимаюсь давно, еще в 2011 году я открывал в Казани свой второй сезон работы с Госоркестром Татарстана его симфонией. Для меня Малер - это вершина оркестрового исполнительства, самое сложное, что есть в симфонической музыке, если говорить о классике, о романтизме конца XIX - начала XX века. Десять его симфоний и "Песнь о Земле" - это абсолютно космический уровень. Чтобы развивать коллектив, надо ставить самые высокие задачи, какие только возможно. Каждый сезон я старался сыграть одну из симфоний Малера. Сейчас собралась уже большая коллекция, у нас в планах - полный цикл симфоний Малера - не просто сыгранных однажды, а вошедших в постоянный репертуар. Я хотел бы записать их, но появились проблемы с лейблами звукозаписи, с которыми мы привыкли работать.
Идеи создать собственный лейбл нет?
Александр Сладковский: Мы работаем в этом направлении, и первым под маркой оркестра выпустим виниловый альбом Рахманинова к юбилею - "Симфонические танцы", Третью симфонию и не только. Дальше в планах разместить на интернет-площадках симфонии Бетховена. Но моя мечта - Малер: сначала хочу все сыграть, потом записать. Предстоит огромная работа - не только с оркестром, но и с хорами, солистами. Я люблю огромные, нереальные задачи. Мы уже записали 12 CD-боксов с музыкой Стравинского, Рахманинова, Малера, татарскую музыку.
Главный юбиляр наступающего музыкального года - Сергей Рахманинов. Что необычного планируется на фестивале "Белая сирень"?
Александр Сладковский: Главное новшество - участие лауреатов Первого рахманиновского конкурса. Концертом-открытием 13 мая, например, продирижирует китаец Хаожань Ли, будет играть и лауреат в фортепианной номинации (конкретное имя станет известно позже. - Прим. ред.). Выступление с оркестром Татарстана - это их специальный приз, присужденный на Рахманиновском конкурсе.
А в марте у вас с оркестром запланирована Вторая симфония Рахманинова?
Александр Сладковский: Я ее обожаю. По сути, моя карьера началась с этой симфонии. Она была в программе первого тура конкурса имени Прокофьева и именно она меня вынесла на какой-то особой волне во второй тур (Александр Сладковский стал лауреатом этого конкурса в 1999 году. - Прим. ред.). А за полгода до этого, в октябре 1998 года, в день моего 33-летия, я слушал эту симфонию на последних гастролях Госоркестра с Евгением Светлановым в Петербургской филармонии. Незабываемо!
Рахманиновской программой вы и откроете следующий год: 7-8 января вместе с Денисом Мацуевым и Иваном Бессоновым сыграете почти все концерты Рахманинова в "Сириусе", в Большом зале Парка науки и искусства. У вас до начала июня расписано уже все. Но заметно, что вы приглашаете к оркестру очень разных дирижеров: это Иван Рудин, Алессандро Кадарио из Милана, голландец Конрад ван Альфен, руководитель Белградской оперы Деян Савич, армянский дирижер Эдуард Топчян, австралиец Том Вудс. Как вам удается в нынешней ситуации приглашать в Казань столь внушительное количество коллег из разных стран?
Александр Сладковский: У меня всегда была политика расширения горизонтов. Например, работая в жюри конкурса имени Рахманинова, я познакомился с американским коллегой Джорджем Пехливаняном. Он не приезжал в Россию почти 30 лет, в Казани не был никогда. Я его пригласил на фестиваль Concordia, и он успешно продирижировал одним из концертов. Кстати, главным приглашенным у меня будет еще один член жюри этого конкурса, австралиец Кристофер Чен. Мне важно, чтобы люди, которые встают за пульт нашего оркестра, были не просто дирижерами, а известными личностями, мастерами, чтобы каждый привносил новое представление о музыке. И я рад, что такое количество больших музыкантов приезжает в Казань, а потом, разъезжаясь по всему миру, они рассказывают о нашем оркестре.
Известные дирижеры, которые впервые выступили с оркестром Татарстана в этом году - например, Дмитрий Лисс, Валерий Полянский, отмечают, что у коллектива отличная оркестровая дисциплина, музыканты привыкли слушать друг друга и дирижера.
Александр Сладковский: Без этого не может быть оркестровой игры. Это как футбол, когда каждый знает свою задачу в каждую секунду, но при этом еще и импровизирует, стараясь все сделать как можно лучше. Это как хорошая команда, да.