30.12.2022 07:00
Экономика

"Отказался от поездки, а деньги списали": Роспотребнадзор ответил на самые резонансные вопросы о работе такси и каршеринга

Текст:  Ирина Невинная
За 10 месяцев 2022 года в Роспотребнадзор обратились более шести тысяч человек, у которых возникли проблемы во время пользования такси и каршерингом. Эксперты "Роспотребнадзора" подготовил ответы на самые резонансные вопросы.
/ Алексей Майшев/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

1. Вправе ли исполнитель услуг (агрегатор такси или перевозчик, оператор каршеринга) списывать денежные средства с привязанной банковской карты без моего дополнительного согласия? Как обезопасить себя от необоснованных на мой взгляд списаний (штрафы, комиссии, ошибочная оплата)?

Ответ: Условия договоров по использованию такси, каршеринга, других услуг, содержащие согласие на холдирование (удержание денежных средств в целях обеспечения оплаты) и/или списание в безакцептном порядке денежных средств за полученную услугу с банковской карты, прикрепленной к учетной записи пользователя, являются заранее данным согласием по переводу денежных средств.

Включение такого условия в договор не носит признаков нарушения прав потребителей при соблюдении следующих условий:

а) заранее данный акцепт, как элемент договорного обязательства, является свободно выраженным согласием плательщика (в соответствии с положениями пункта 2 статьи 432 ГК РФ, статьи 438 ГК РФ, 421 ГК РФ);

Каршеринг обязал водителей делать фото после аренды

б) заранее данный акцепт содержит указание на сумму акцепта или порядка ее определения, сведения о получателе средств, имеющем право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика.

В настоящее время в законодательстве не предусмотрены механизмы ограничения заранее данного акцепта или предоставление потребителю выбора, на какие операции распространяется такого рода согласие. Поэтому пользование сервисом означает принятие потребителем риска безакцептного списания тех или иных сумм (предусмотренных договором) со своего банковского счета.

Рекомендуем обратиться в интересующий вас сервис с просьбой предоставить исчерпывающую информацию, какого рода списания возможны с "привязанной" карты, уточнить размер штрафов, а также информацию о том, будет ли списываться оплата за услугу (и в каком размере), если пользователь от нее отказался. В соответствии со статьей 32 Закона "О защите прав потребителей", при отказе от услуги (на любой стадии) исполнитель вправе удержать с потребителя свои фактически подтвержденные расходы (то есть ту часть платы, которая обеспечивает компенсацию расходов исполнителя на ее оказание).

2. Я не могу воспользоваться соответствующими услугами, если отказываюсь "привязать" свою банковскую карту с электронному сервису. Законно ли это?

Ответ: Да, законно. Исполнитель услуг вправе организовать свои технологические процессы таким образом, что именно наличие "привязанной" к сервису карты открывает потребителю доступ ко всему или отдельному функционалу электронного сервиса (сайта, мобильного приложения или иного программного обеспечения).

3. Отвечает ли агрегатор такси за безопасность перевозки? За вовремя поданное авто? За хамство или недобросовестное поведение водителей?

"Глюки" каршеринга: что делать, если машина не слушается

Ответ: Агрегатор услуг такси (в том числе по сложившейся судебной практике) несет ответственность за качество и безопасность оказанных услуг, если в явной форме не проинформировал потребителя об исполнителе такого рода услуг (то есть если у потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке).

4. Вправе ли оператор каршеринга оштрафовать меня за нарушение условий договора (например, курение за рулем, перевозка крупногабаритных грузов, выезд за пределы зоны обслуживания). Может ли такой штраф быть несоразмерно большим - исчисляться десятками и сотнями тысяч рублей?

Ответ: Договором с оператором каршеринга могут предусматриваться определенные правила и запреты при использовании автомобиля, несоблюдение которых влечет за собой привлечение к гражданско-правовой ответственности. В этой части штраф как вид неустойки выступает в качестве меры, обеспечивающей исполнение обязательства.

Роспотребнадзор рекомендует прежде, чем заключать договор, внимательно изучать условия о штрафах (ответственности потребителя), в том числе об их размерах и порядке обжалования, и только после этого принимать решение - стоит ли заключать договор (с учетом возможного исполнения установленных ограничений). Перечень такого рода ограничений может быть достаточно обширным, а размер штрафов - чувствительным.

Страховщики рассчитали стоимость ОСАГО для китайских машин в такси и каршеринге

В случае списания денежных средств в счет уплаты штрафа за нарушение условий договора, рекомендуем обратиться к оператору каршеринга с просьбой о снижении указанной суммы (о возврате ее части).

При наличии спора о событии, послужившим поводом для начисления штрафа, потребитель вправе обратиться в суд. Также может быть обжаловано и условие договора о размере установленного штрафа, если он носит явно дискриминационный характер.

4. Таксист отказывается выдать кассовый чек. Законно ли это?

Ответ: Нет, не законно. Перевозчик обязан выдать пассажиру, в том числе в форме электронного документа, кассовый чек или чек, сформированный в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", подтверждающий оплату пользования легковым такси.

5. Какая информация должна быть размещена в машине такси?

Ответ: На передней панели легкового такси справа от водителя перевозчиком размещается следующая информация:

а) полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов перевозчика, номер выданного перевозчику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси (с указанием срока действия разрешения и органа, выдавшего разрешение);

б) тарифы за пользование легковым такси.

6. Может ли таксист везти пассажира более длинным маршрутом? Может ли тарификация в такси быть основана на длительности поездки (повременная)? Или на данных о расстоянии перевозки?

В каршеринге появились абонементы

Ответ: Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем (потребителем). (Это следует из пункта 84 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 г. № 1586 ). Если маршрут фрахтователем не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку. А пункт 85 тех же Правил определяет, что плата за пользование легковым такси определяется независимо от фактического пробега и фактического времени поездки (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени поездки.

Какой именно способе тарификации будет применен - лучше узнать заранее, при заказе такси.

7. За что могут оштрафовать таксиста? И куда жаловаться?

Ответ: Штрафы могут быть применены к исполнителю услуг и его должностным лицам за следующие нарушения:

- за отсутствие лицензии такси,

- за незаконную установку отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек),

- за отсутствие фонаря или "шашек" на такси,

- за невыдачу кассового чека,

- за неразмещение обязательной информации.

По вопросам нарушения прав потребителей на информацию, а также при обнаружении признаков включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, можно обратиться в территориальные органы Роспотребнадзора.

Статистика

Только с 14 по 25 ноября 2022 года на "горячую линию" Роспотребнадзора поступило более 3 тысяч звонков от пассажиров такси и каршеринга, было проведено 3193 консультаций граждан.

В Дептрансе Москвы составили портрет среднего пользователя каршеринга

По результатам рассмотрения обращений территориальными органами Роспотребнадзора подготовлено 2 проекта исковых заявлений. По 58 обращениям подготовлены проекты претензий.

Около 37 % граждан, обратившихся на "горячую линию", сообщили о признаках нарушения их прав при оказании услуг такси и интересовались как защитить свои права (как составить претензию, на какие законы и подзаконные акты сослаться). Каждый третий звонивший просил разъяснить правила оказания транспортных услуг (например, можно ли отказаться от поездки, не потеряв предоплату, что делать, если такси не приехало вовремя). Чуть более 10% граждан интересовались особенностями работы агрегаторов такси (несет ли агрегатор такси ответственность за перевозку), а 9% - нюансами оказания услуг каршеринга (законно ли изымаются различные штрафы, может ли сервис списывать денежные средства с привязанной банковской карты).

Общественный транспорт Роспотребнадзор