23.01.2023 15:27
Культура

Названы победители Конкурса Хиблы Герзмава

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (8959)
Гала-концертом лауреатов на сцене Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко завершился I Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров, организованный по инициативе знаменитой оперной певицы Хиблы Герзмава и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Масштабный конкурс во многом задал камертон новому музыкальному году и, как положено подобному соревнованию, постарался угадать имена будущих звезд оперы. Гран-При конкурса достался выпускнику Молодежной оперной программы Большого театра басу Алексею Кулагину.
Конкурс Хиблы Герзмава получился масштабным и отличался от многих вокальных конкурсов в мире. / Сергей Родионов / Предоставлено Международным конкурсом вокалистов Хиблы Герзмава
Читать на сайте RG.RU

Полтора года Хибла Герзмава и ее команда готовили этот проект и смогли создать конкурс, который по своему замыслу значимо отличается от всех тех, что есть сегодня не только в России, но и мире. Во-первых, вместе с певцами здесь состязаются и пианисты-концертмейстеры (в этом конкурсе победил Василий Попов, о чем уже писала "РГ").

Во-вторых, каждый участник конкурса должен представить большую и сложную программу. Например, наряду с привычными ариями из опер исполнить номер из оперетты, народную песню a cappella, а также дуэт из оперы. И данная часть конкурса оказалась самой трудной, интересной и показательной. Хибла Герзмава как профессионал высочайшей пробы очень чутко чувствует и верно знает все "болевые точки" вокального образования и не закрывает на них глаза.

"Шекспир Замоскворечья". В театре "На Литейном" появилось новое прочтение известной пьесы Островского "На всякого мудреца довольно простоты"

Хотя, наверное, оттого, что конкурс проводился впервые, международное жюри (после первого тура к его работе присоединились влиятельные артистические агенты из Италии и Испании Андреа ди Амичи, Алессандро Ариози и Васко Франканцани), возглавляемое самой Хиблой Герзмава, проявляло к конкурсантам сказочную лояльность. Допускало программы конкурсантов, не соответствующие регламенту, и финалистами оказались более трети участников конкурса (12 из 35).

Так до третьего тура дошли даже двое певцов (бас-баритон Юнхан Дон и сопрано Екатерина Савинкова), которые останавливались во время исполнения, что по общепринятым правилам международных конкурсов ведет к автоматическому выбыванию участника. Но почти каждый член жюри имел своего фаворита, с кем его связывали профессиональные отношения.

А ведь Хибла Герзмава взвалила на свои плечи дело, не будет преувеличением сказать, государственной важности. Несмотря на то, что формально в России вокальных конкурсов даже избыток, после ухода великой Ирины Константиновны Архиповой, которая многие десятилетия вела конкурс им. М.И. Глинки, давший путевку в профессиональную жизнь на самом высоком мировом уровне нескольким поколениям певцов со всего Советского Союза, подобного по значимости соревнования в России пока нет, а оно очень нужно. Как нет и конкурса, сравнимого с "Опералией" Пласидо Доминго. А Россия достойна иметь турнир вокалистов, представляемый действующим музыкантом, таким, как Хибла Герзмава, которую знают и уважают во всем мире.

При всей интернациональности искусства у каждого певца должны быть свой театр, свой город и своя страна

Поэтому очень важно исправить ошибки первой попытки. И прежде всего стремиться к приглашению более независимого жюри и быть строже в вопросах соблюдения собственного регламента. Тем более что благодаря щедрой господдержке призовой фонд конкурса оказался не просто рекордным, а манящим молодых вокалистов и пианистов. В этом году составил 6 700 000 рублей, из которых 2,5 миллиона достались обладателю Гран-При Алексею Кулагину. Он удачнее конкурентов выступил на этом непростом турнире. Также лауреатами конкурса стали Вячеслав Васильев и Ольга Маслова (I место), Глеб Перязев и китаец Ливей Хоу (II место), Мария Лупарева и Екатерина Савинкова (III место).

Юрий Башмет - о том, как сохранять отношения с руководителями зарубежных музыкальных фестивалей

Еще участникам II и III туров досталось около полусотни специальных призов, среди которых дебюты на сценах Большого (для сопрано Ольги Масловой) и Мариинского (для баса Алексея Кулагина) театров. Вручая свой именной приз, знаменитый режиссер Андрей Кончаловский подчеркнул, что этот конкурс особенно важен сегодня, ибо мы потихоньку сползаем в то время, когда по всему миру вообще отменяют культуру и человеческую память. "Думаю, быть может, скоро европейцы будут ездить в Россию для того, чтобы вспомнить то, что у них было, и слушать великую музыку", - заключил Андрей Сергеевич.

Член жюри и худрук оперы гостеприимного Музтеатра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Александр Титель пригласил в спектакли театра сразу восемь человек, а в финале вручения наград заметил, что это новое поколение певцов должно сказать свое слово и привнести свое представление о жизни, музыке, о неразрывной спаянности русской и мировой культуры, но при всей универсальности и интернациональности музыкального искусства у каждого певца должны быть свой театр, свой город и своя страна. Так что лауреатам остается лишь пожелать, чтобы победа на конкурсе не стала пиком их карьеры, а послужила трамплином к еще большим профессиональным свершениям, приумножающим не только их личный успех, но и славу молодого соревнования.

Прямая речь

Хибла Герзмава, народная артистка России:

- Я буду абсолютно счастлива, если наши лауреаты сделают прекрасную карьеру, и как это было и есть испокон веков, открывать и закрывать сезоны лучших оперных домов мира. Я желаю всем звучания, счастья бытия на сцене. Всех конкурсантов очень прошу включить свою здоровую, профессиональную амбицию; не обижаться на тех, кто сегодня не победил. Я всех конкурсантов безмерно люблю и уважаю. Они герои! И я очень горжусь тем, что у нас получился хороший конкурс.

Музыкальный театр Москва Классика