Согласно его данным, в 2023 году сохранится тренд на улучшение статистических показателей. Количество преступлений снизится, а процент их раскрытия продолжит рост. В позитивном сценарии общее число краж и угонов автотранспорта в текущем году не превысит 20 тысяч случаев, а раскрываемость таких преступлений поднимется выше 70%.
НКР также обращает внимание на фактор сезонности: с марта до конца июня ожидается рост числа подобных преступлений в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим месяцем, что может подстегнуть продажи средств защиты автомобилей и рост страхования в этом сегменте.
В 2022 году количество угонов и краж автотранспорта в России снизилось на 13,5% по сравнению с предыдущим годом, до менее чем 22,5 тысячи - минимума за всю историю наблюдений в течение 20 лет. Самое низкое месячное значение показателя за тот же период - 1 267 случаев - зафиксировано в декабре прошлого года. Одновременно раскрываемость подобных преступлений, согласно данным МВД, достигла максимального значения - 68%.
Рекордное число краж и угонов автомобилей наблюдалось в 2004 году - более 125 тысяч случаев. С тех пор количество преступлений в этой сфере снизилось в 5,6 раза, а общая раскрываемость выросла более чем вдвое - с 33% до 68%.
По мнению аналитиков агентства, такому результату способствовали многочисленные камеры на российских дорогах, сложности перевозки и сбыта украденных автомобилей из-за пандемии коронавируса, а также введение электронных паспортов транспортных средств. В том числе отмечается борьба МВД с нелегальной разборкой машин.
Главный из этих факторов - широкое использование на дорогах РФ камер, которые позволяют раскрывать подобные преступления по оперативным данным, что оказывает серьезный сдерживающий эффект. Число средств видеофиксации на дорогах значительно выросло за последние годы. Еще в мае 2022 года Госавтоинспекция говорила о 23,4 тысячи передвижных и стационарных камер, а на 3 февраля 2023 года в реестре мест их размещения было уже около 44 тысяч записей. При этом уникальных координат GPS - около 35 тысяч. Стоит отметить, что, по данным ГИБДД, в России используется только 28 тысяч камер, в том числе мобильных.
После появления ЭПТС преступникам стало сложнее давать новую жизнь украденным автомобилям, подделывая документы на них. Изготовить электронную фальшивку значительно сложнее, чем бумажную, поскольку наличие электронного следа существенно увеличивает риски для коррупционеров и мошенников. ЭПТС оформляется в основном на новые автомобили - именно тот сегмент, который находится под особым прицелом у профессиональных угонщиков, работающих на заказ.
Несмотря на опасения, что частота краж автотранспортных средств увеличится из-за дефицита запчастей после ухода с российского рынка известных мировых брендов, в публикуемой МВД статистике подобные изменения пока не наблюдаются. Возможно, это является следствием успешной борьбы ведомства с нелегальной разборкой автомобилей.