Ливанская пресса называет картину феноменом современного кинематографа, фильмом, который разрушает стереотипы. Как отметил Пулитцеровский центр, "это история любви, которая исследует отношения между Востоком и Западом"; "Российский режиссер сняла фильм в Ливане на арабском и французском языках о восточной девушке с русским характером". Мария Иванова-Сурае - сценарист, режиссер и продюсер фильма. Это ее дебют в игровом кино. "РГ" поговорила с режиссером.
Почему вдруг вас, русскую, москвичку, так заинтересовал Ближний Восток, что вы стали жить и работать там?
Мария Иванова-Сурае: В 2016 году я снимала фильм про сирийских беженцев и должна была поехать с оператором в Сирию. Но дороги в Ливане завалило снегом (что бывает там редко), и мы остались снимать в Бейруте. 31 декабря купили шампанское, отправились к морю. Я посмотрела на эти красивые скалы, море и вдруг поняла: моя жизнь будет связана с этим городом. Это что-то родное. Начала там работать. И вот уже семь лет живу между Москвой и Бейрутом и считаю Ливан своей второй родиной. Может, мои предки имели отношение к древней Финикии?
В 2016 году я провела в Ливане первый фестиваль российского кино. Потом занималась прокатом фильма "Экипаж". Читала в университете лекции для режиссеров и актеров. Дальше - решила снять свой дебют там. А где, собственно, еще? Ливан настолько интересен кинематографистам - там повсюду легко можно найти съемочную локацию, не надо ничего специально строить. И еще там великолепные, талантливые актеры. Для режиссера все это кладезь, сокровищница. Я собираюсь продолжать там работать.
Как родился фильм "Гнев", с кем вы делали его? Это масштабная копродукция?
Мария Иванова-Сурае: Не официальная копродукция, здесь не государственные институции, а частные инвестиции: Ливан, Россия, Германия.
Во время ковид-карантина в 2020 году, когда мы сидели по домам, я написала сценарий. В интернете нашла молодую арабскую актрису на роль Иды, главной героини. Манал Исса понравилась мне по фотографиям, я посмотрела несколько фильмов с ее участием и написала ей. Получила ответ: идея привлекла ее. Мы перевели сценарий на английский язык, отправили во Францию, где актриса сейчас живет. На роль Ганса объявили кастинг, было четыре прекрасных претендента, общались по зуму, в итоге выбрала француза Орельена Шоссада. Потом в Ливане делали кастинг на остальные роли. Я удивилась, как похожа на русскую актриса Нейли Маатук (сыграла у нас роль Алии, подруги Иды), спросила, нет ли у нее русских корней. Оказалось, нет.
У меня было три потрясающих актрисы на роль матери Иды, нелегко было сделать выбор. А десять прекрасных, талантливых мальчиков на роль брата Иды Набиля! И все дети уже имели актерский опыт. Просто удивительно, насколько профессиональная съемочная группа! Актеры, художники… Художник-постановщик Хуссейн Байдун работал на картине "Капернаум", отмеченной на Каннском кинофестивале. Оператор Томассо Фиорилли живет в Париже, у него итальянские корни, знает и любит Ливан. Снимал там The Insult, первый ливанский фильм, номинированный на премию "Оскар". Мы работали вместе впервые. У нас разные взгляды, возраст, культура - сначала было непросто, но Томассо очень помог мне в моем дебюте - как старший, как учитель. Профессионал, талантливый мастер.
Языковой барьер как преодолевали? В группе - разные национальности…
Мария Иванова-Сурае: Снимали на арабском и французском. Сложностей с языками не было. С ливанцами я говорила на английском, для них это третий язык, после арабского и французского. И у нас была переводчица, мы сблизились с ней как сиамские близнецы. Актеры полюбили свои роли, текст знали наизусть, иногда предлагали поменять слова. Скажем, француз говорил: "Знаешь, у нас говорят так…" Или ливанец: "По-арабски лучше сказать так…" И мы делали так. Кино - это всегда командная работа.
В группе были и мусульмане, и христиане. Разные культуры - Востока и Запада. Но наша история - интернациональная. Я смотрела новости, тогда произошел теракт, совершенный неонацистами в Берлине. И в Париже. Образ Иды, как и других героев, собирательный. Услышав массу историй от моих подруг - российских, ливанских, я сложила эти образы. Наверное, в жизни каждой женщины был свой Ганс… Французские бабушки из Туниса увидели себя в Иде. В молодости многие девушки совершают ошибки, влюбляются в таких подлецов Гансов. Хотелось бы, чтобы фильм уберег девушек от ошибок. Иде в сложный момент помогла ее вера.
У вас в титрах зрители прочтут: "Взрыв в Бейруте 4 августа 2020 года: 204 погибших, 6 500 раненых, 300 000 человек остались без жилья".
Мария Иванова-Сурае: Да, внешние обстоятельства постоянно вторгались в нашу жизнь. Например, взрыв в порту Бейрута. В тот день мы должны были снимать буквально в километре от порта, и вдруг в последний момент наш второй режиссер предложил поменять расписание - сначала снять деревню, и мы уехали туда. А это за 40 км от взрыва. Это нас и спасло. Взрыв мы услышали, ливанцы пытались позвонить своим родственникам, знакомым. Телефонной связи не было. Потом я дозвонилась в российское посольство, рассказала, что мы снимаем кино - русские, ливанцы, французы… К счастью, никто из их близких не пострадал. Поразило мужество людей - никто не ушел из нашей команды. Цель - снять кино - сплотила нас, мы стали одной семьей на эти месяцы.
На следующий день я дала всем выходной, а сама поехала к месту взрыва - снимать. Наша локация в городе (а это квартира, и после ремонта) была разрушена. Пришлось художникам восстанавливать ее. Весь Ливан, казалось, съехался в Бейрут - помогать восстанавливать разрушенный город. Я даже добавила в свой сценарий в монолог героини текст про ливанскую нацию. Настолько сильный народ, сплоченный, хотя там 18 разных религий, огромная разница между богатыми и бедными - но во время беды они все вместе. Спустя два года ты идешь по улицам Бейрута - и следов тех страшных взрывов не видишь.
А дальше - начались демонстрации, митинги протеста. В Бейруте перекрывали дороги, жгли витрины… Иногда мы не могли добраться до места съемок. Пересаживались на мотоциклы… Нас расселили по разным отелям - одни были разрушены, в другие приехали делегации со всего мира. Плюс мы постоянно сдавали тесты на ковид. Например, были съемки в тюрьме, а там строго спрашивали результаты ПЦР. Каждый день я только и думала: ну что же еще плохого может произойти?
Обычно режиссеры и продюсеры жалуются на проблемы финансовые.
Мария Иванова-Сурае: Я никогда не начинаю съемки, если нет денег. Игровое кино - это довольно большая группа (у нас было 80 человек), большая ответственность. У меня уже имелся опыт: в 2014 году я была продюсером фильма "Sonuncu" ("Последний"), снимал его режиссер Сергей Пикалов, российско-азербайджанская копродукция, эта работа попала в конкурс короткого метра Каннского фестиваля. Там был занят большой коллектив. Тогда я увидела различия в работе над документальным и игровым кино.
Не могу не спросить о музыке. В титрах - Алексей Айги, живущий во Франции российский композитор. А также арабская музыка.
Мария Иванова-Сурае: Уже во время написания сценария я начала искать арабскую музыку. Для меня важно создать атмосферу. Например, звучит песня The Holm, когда Ида одна в доме, ждет Ганса - это Эмель, тунисская певица. Романтический эпизод - герои гуляют в парке - алжирская певица Саудат Масси. Саундтрек фильма - это старинная цыганская песня "Там, где горы", которую мы перевели на арабский и французский языки. Исполняет ее ливанская певица Лучана Зогби, живущая в Бразилии, на цыганском, французском и арабском. (Интересно, что моя прапрабабка была цыганкой, и я захотела что-то "свое" в фильм дать).
Фильм поедет на фестиваль в Иран. А где будет прокат?
Мария Иванова-Сурае: Премьера была в Тунисе, на кинофестивале в Карфагене, затем фильм побывал на фестивалях в Ливане, Швейцарии, России, получил несколько наград. Сейчас прокат в России, в марте - Ближний Восток.
Что дальше - документальный или художественный фильм?
Мария Иванова-Сурае: Сейчас я больше склоняюсь к игровому кино. Оно оказалось мне интереснее. Я люблю работать с артистами. Люблю создавать роль на бумаге, потом выстраивать ее на площадке, видеть, как она растет, меняется, когда предложения вносят актеры. Например, я очень благодарна актеру, сыгравшему в "Гневе" роль отца главной героини - он дал мне идею, которую я приняла, и она очень важная.
Работа над игровым фильмом очень отличается от работы над документальным. Хотя документальное кино по-прежнему - моя любовь. После фильма "Гнев" я сняла в прошлом году в Ливане две документальных картины - на важные социальные темы. "Я не Лакит" мы умудрились снять с румынским оператором Мариусом Пандуру (он из игрового кино) очень быстро, за восемь дней, на кинокамеру ARRI ALEXA. Если есть интересные темы, проблемы, о которых хочется рассказать, то, конечно, захочешь снять кино.
Мария Иванова-Сурае окончила факультет журналистики МГУ в 2006 году. Работала в "Московском комсомольце", телепрограмме "Времечко". "Сурае" - ее псевдоним, в переводе с арабского - "быстрая". Снимала фильмы для телеканалов: Первого, "Россия К", Пятого - Санкт-Петербург. Автор документальных фильмов "Бежать от войны", "Мухамед", "Я не Лакит". Продюсер фильма "Последний" (Азербайджан-Россия, участник основной программы короткого метра 67-го Каннского кинофестиваля), "Иосиф Бродский. Разговор с небожителем", "Юрий Олеша по "кличке" писатель", "Владимир Спиваков. Потому что люблю…" и многих других.