Фастфуд уже заполонил нижние этажи торговых центров. Выросло количество кафе и баров. Из-за растущей конкуренции их владельцы разрешают посетителям приносить с собой горячительные напитки. Низкие цены намекают на соответствующее качество продуктов и нарушение рецептуры блюд. Но то, что вместо трех видов мяса в выпечку добавлен непонятный фарш, приправленный ароматизаторами, большинству клиентов невдомек. Главное - утолить голод и посидеть за столиком с друзьями за двести-триста рублей.
Пандемия основательно подкосила ресторанный бизнес в Сибири. Доходы банкетных залов упали более чем наполовину. Санкционные ограничения разрушили привычные логистические цепочки. Цены на продукты, поставляемые из-за рубежа, взлетели на треть, а ряд наименований просто исчез.
- Сейчас в ресторанах почти не осталось молодежи. Количество гостей на свадьбах снизилось до десяти-пятнадцати человек. На юбилеи приходит менее половины приглашенных, - делится наблюдениями директор компании "Омск" Павел Борисов. - Стол дорожает, но главным образом за счет вин.
Низкие доходы предприятий приводят к вынужденным сокращениям работников и переходу на аутсорсинг.
- Рестораторы расширяют спектр услуг, устаивают конференции, презентации, проводят круглые столы и мастер-классы. Однако деловая активность в Омске за последний год упала в пять раз, - дополняет Павел Борисов. - Остается работать на выезде, обслуживать корпоративные мероприятия и форумы.
Появление новых ресторанов становится для города настоящим событием. Но, как утверждают эксперты, закрывается гораздо больше. На их месте возникают столовые, бюджетные кафе, суши-бары, бургерные. Каждое третье предприятие работает на вынос. Новые заведения, как правило, тоже организуют службы доставки и придумывают разные фишки.
Например, в Омске презентуют ресторан с живыми морепродуктами. В меню будут представлены японская, средиземноморская, европейская и дальневосточная кухни. Курьер доставит как само блюдо, так и отдельные ингредиенты с соответствующей инструкцией. Приготовить в домашних условиях предлагают маринованных осьминогов, лобстера, морского ежа, устриц в экзотических специях. Чек за ужин в новом заведении будет выше среднего.
Чтобы обеспечить рентабельность, многие рестораторы гонятся сразу за несколькими зайцами. И параллельно пиццериям европейского уровня открывают столовые, чебуречные, пышечные и буфеты. Общепит остается востребованным. Границы закрылись, граждане перестали путешествовать, и им, просто ничего другого не остается, кроме как проводить досуг в местных заведениях по доступным ценам.
Между тем сельские продукты, реализуемые без накруток на губернских ярмарках, сегодня пользуются высоким спросом. Рестораторы уже начинают закупать у фермеров молоко, чтобы организовать производство собственных сыров.
Очевидно, что конкуренция будет расти. По данным консалтинговой компании Nikoliers, о намерении выйти на российский рынок заявили около сорока иностранных брендов. 74 процента из них приходится на компании из Турции. Далее (по убывающей) - из Казахстана, Индии, Китая, Армении, Беларуси, Италии и других стран.
Сегодня омский общепит официально представлен 120 ресторанами и кафе, 150 барами и пивными, 170 столовыми и закусочными, 80 заведениями восточной кухни. А также более чем тысячей пунктов быстрого питания.
Кстати
Омские компании массово отказались от новогодних корпоративов. Около 40 процентов заказов было отменено. В период январских каникул средний чек в отечественных ресторанах вырос в среднем на шесть процентов (до 1 127 рублей), в кафе - на 12 процентов (до 707 рублей), фастфуде - семь процентов (до 478 рублей). Такие данные приводят аналитики Платформы ОФД. В продуктовых супермаркетах средний чек увеличился в среднем на 11 процентов - до 598 рублей.