Несмотря на санкции, подорожание продуктов, усложнение логистики и ограниченную покупательную способность, в 2022 году число организаций общепита выросло со 175,6 до почти 180,5 тысячи заведений. Хотя отрасль еще не восстановилась до доковидного уровня. Такой вывод можно сделать из исследования сервиса "Контур.Маркет" (есть у "РГ").
В январе 2020 года число организаций общепита было на 5,48 тысячи (2,95%) больше - 185,98 тысячи. Но затем грянул COVID: основной спад произошел с ноября 2020-го по март 2021 года - за этот период число организаций уменьшилось на 8%. А уже с марта 2021 года наблюдается медленное восстановление.
Положительную динамику подтверждают данные о продажах. Максимальную выручку заведения общепита получили в августе, на 38% больше по сравнению с январем 2022 года. Количество чеков выросло на 35%.
Предприятия общепита в зависимости от масштабов строятся от трех месяцев до года. То есть многие проекты, которые запустились в 2022 году, были начаты в 2021 году, когда отрасль начала восстанавливаться после COVID , поясняет генеральный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. Основной рост был обеспечен небольшими заведениями - стритфуда и фастфуда. Но из-за обострения геополитической ситуации с лета 2022 года новых заведений стало появляться меньше, и на 2023 год прогнозы не очень оптимистичны, считает эксперт. Но общепит, переживший тяжелейшие времена COVID, точно преодолеет и новые испытания. Тем более что спрос высокий - все по-прежнему хотят общаться, ходить в кафе и рестораны. Просто теперь это будут тщательно выверенные проекты в самых перспективных локациях, считает Перепелица.
Главная проблема 2022 года для рестораторов - подскочившие цены на продукты, логистику, комплектующие, говорит председатель Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. Особенно остро это сказалось на ресторанах среднего ценового формата: от тех, кто поднял цены, люди ушли к более лояльным конкурентам или перешли на фастфуд. А у тех, кто не поднял цены, рентабельность бизнеса близка к нулевой. Так что по выручке 2022 год будет рекордным для отрасли, а по прибыли - одним из худших.