01.03.2023 06:40
В мире

Почему "буксует" государственно-частное партнерство в Кыргызстане

Развитию ГЧП в КР мешает недоверие к государственной бюрократии
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №43 (8988)
Сто миллиардов сомов в виде частных инвестиций надеется привлечь правительство Кыргызстана в развитие страны до 2027 года. Эта сумма необходима, чтобы запустить социально значимые проекты, реализовать которые собственными силами государство не имеет возможности.
Государство намерено привлечь частные компании к развитию транспортной инфраструктуры. / Темир Сыдыкбеков
Читать на сайте RG.RU

Вкладывайте в развитие

Привлечь инвестиции в развитие страны - инфраструктурные и социальные объекты, систему образования и здравоохранения? Власти Кыргызстана много лет пытались заинтересовать подобной возможностью крупный бизнес. Однако до сей поры средства на реализацию проектов в упомянутых сферах выделяли чаще всего только кредиторы, в качестве которых выступали либо более богатые и развитые страны, либо международные финансовые институты. Официальный Бишкек в итоге пришел к неутешительному выводу: из-за сложной общественно-политической ситуации в КР доверие иностранных инвесторов завоевать не удалось, а внешние займы только ухудшают ситуацию в стране. Бремя внешнего долга утяжеляется, сокращая возможности бюджета финансировать те или иные важные программы.

Кыргызстан будет изготавливать национальные паспорта внутри страны

Несколько лет назад в правительстве республики нашли более приемлемый и перспективный формат сотрудничества с инвесторами - государственно-частное партнерство (ГЧП). В обмен на капиталовложения чиновники обещают бизнесменам поделиться правом управления тем или иным объектом и прибылью от эксплуатации. Предполагалось, что эта форма взаимоотношений с крупным бизнесом станет для Кыргызстана настоящей палочкой-выручалочкой, позволяя привлечь средства не только в чисто экономические проекты, но и, к примеру, в развитие транспортной сети, медицинских и иных услуг. Реализацию подобных программ нередко называют стратегическими инвестициями. Деньги, которые вкладываются в укрепление здоровья или образование граждан, инфраструктуру страны, окупаются сторицей.

Впрочем, как выяснилось буквально на днях, привлечь крупный бизнес в проекты, где партнером выступает государство, - госструктуры и службы, бюджетные или муниципальные организации - оказалось достаточно непросто.

- Первый закон о ГЧП был принят в республике еще в 2009 году, потом еще несколько профильных документов, - заявил на заседании Инвестиционного совета при правительстве КР глава кабинета министров республики Акылбек Жапаров. - Однако на протяжении этих лет ситуация не изменилась. На сегодня в рамках государственно-частного партнерства в стране реализовано всего 16 проектов! 15 из них - стоимостью менее миллиона долларов. Единственный крупный проект - организация гемодиализа с немецкой компанией в городах Бишкек и Ош, а также ряде регионов республики.

Большие планы

По данным Центра государственно-частного партнерства КР, в Кыргызстане предполагалось реализовать 68 проектов ГЧП. Реальный результат, увы, оказался значительно скромнее ожиданий. Соглашения с частными инвесторами удалось подписать только по 19 проектам. При этом на такой формат сотрудничества с государством соглашаются, в основном, только местные предприниматели. Иностранные деловые круги за редким исключением пока склонны занимать позицию стороннего наблюдателя.

Тем не менее руководство Центра ГЧП демонстрирует завидный оптимизм. Директор ведомства Санжарбек Болотов планирует увеличить число проектов в формате государственно-частного партнерства в 2023 году до 90! Что, в свою очередь, предполагает заключение новых соглашений с инвесторами на общую сумму более 300 миллионов долларов.

Кыргызстан призвал ЕАЭС развивать цифровые технологии

Проектами ГЧП, по его словам, в текущем году будут охвачены сферы дошкольного образования, здравоохранения, транспорта и спорта. А в перспективе - системы водоснабжения, страхования и различные цифровые платформы. Директор центра Санжарбек Болотов утверждает, что таким образом можно значительно увеличить объем ВВП страны. Он предлагает передавать инвесторам инфраструктурные объекты (административные здания, участки или комплексы) социально-экономического назначения, находящиеся в ветхом или аварийном состоянии.

- Данные объекты требуют значительных инвестиций, которые не могут быть выделены из государственного бюджета ввиду ограниченности средств, - подчеркивает он. - Если частная компания проведет реконструкцию или развитие такого объекта, ей нужно передать право им пользоваться или управлять совместно с государством. Внедрение такого механизма, к примеру, позволит значительно простимулировать строительный сектор и увеличить его вклад в ВВП страны с 5,5 до восьми процентов. Формат ГЧП поможет привлечь частные вложения в развитие инфраструктуры, повысить качество услуг населению, а также сэкономить государственные средства на модернизацию, реконструкцию, капитальное строительство.

Почему буксует ГЧП

Как утверждает глава правительства Кыргызстана, формат ГЧП в республике буксует по нескольким причинам. Главные из них - излишняя бюрократия и зацикленность на процедурах, призванных предупредить коррупцию. Именно они, судя по всему, осложняют и без того непростые отношения между деловыми кругами и чиновниками. И, опять же, именно это, по словам Акылбека Жапарова, фактически не позволило привлечь крупные капиталовложения во многие инициативы государственно-частного партнерства.

- У предполагаемых инвесторов есть существенные претензии к подготовке проектов ГЧП, - говорит Акылбек Жапаров. - Мы зациклились на борьбе с коррупцией и сделали все процедуры долгими и затяжными. Значит, последние необходимо упрощать. Если механизм государственно-частного партнерства не заработает в полной мере, мы не сможем обеспечить динамичное развитие экономики и страны в целом.

Россия поможет Кыргызстану создать внутреннее железнодорожное кольцо

На данный момент, по признанию главы правительства, чтобы добиться реализации крупных проектов ГЧП, власти Кыргызстана вынуждены вводить в них так называемое ручное управление. Акылбек Жапаров объясняет это желанием ускорить развитие страны. "Стратегические проекты будут приниматься в особом порядке, - резюмирует он. - Тогда как малые проекты в регионах необходимо запускать в упрощенном порядке".

Глава правительства поручил министерству экономики и коммерции КР радикальное решение: отказаться от проведения конкурсов, если речь идет о реализации проектов государственно-частного партнерства.

- Сначала конкурс на проект, потом на землю, потом на здание, - перечислил Акылбек Жапаров. - Уберите это все. Существующая бюрократия только создает дополнительные проблемы. Если у предпринимателя есть перспективный проект и средства на реализацию, окажите содействие, предоставьте то, что требуется. А конкурсы оставьте для стартапов, когда человек обращается к вам только с идеей.

Кыргызстан