02.03.2023 16:19
Экономика

Импортозамещение обеспечит России технологическую независимость

Текст:  Михаил Калмацкий
Индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей российской экономики в феврале этого года вырос до 53,6 пункта, сообщили в S&P Global. Это говорит об улучшении ситуации в производственном секторе и одна из причин этого - импортозамещение.
/ istock
Читать на сайте RG.RU

Переход на отечественную продукцию набирает обороты, и цель такой политики, как отмечают эксперты, - не полный отказ от импорта, а устранение критической зависимости от зарубежных технологий.

В России политика импортозамещения проводилась еще в советское время и вернулась в повестку в начале 2000-х. Особенно актуально это стало в период мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. Тогда в числе антикризисных мер правительство РФ ввело преференции производителям отдельных отраслей при госзакупках, приняло защитные меры таможенно-тарифной политики и т.д. Еще один период активизации - 2015-2016 годы, когда началась реализация по меньшей мере двух десятков планов по импортозамещению.

Экспертные оценки показывают, что по многим позициям наша страна смогла сократить долю зарубежной продукции. В 2018 году доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении промышленного сектора оценивалась в 39 процентов. И есть основания полагать, что в 2019-2022 годах этот уровень дополнительно снизился, говорится в аналитическом докладе, подготовленном НИУ "Высшая школа экономики" при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ.

Оказалось, что использование импорта в промышленном комплексе России почти вдвое меньше, чем в бывших соцстранах - Венгрии, Словакии, Словении, в 1,5 раза ниже, чем в Канаде и Австралии, в 1,3 раза ниже, чем в Германии, и находится примерно на одном уровне с США и Индией, отмечается в докладе.

ЦБ начал импортозамещение корпоративного программного обеспечения

Если доля зарубежной продукции - не больше, чем у других стран, почему же вопрос импортозамещения у нас стоит так остро? Следует различать долю импорта, используемого в экономике, и импортозависимость, пояснил "РГ" директор по экономической политике НИУ "ВШЭ" Юрий Симачев.

"Бывает, что нет ничего плохого в использовании импорта, если есть свободный доступ к нему и есть альтернатива, - сказал он. - Но если мы имеем дело с монополией со стороны поставщика и политическими рисками, то это импортозависимость. И она может быть значительной, даже когда доля зарубежной продукции небольшая. Например, если вы не можете произвести сами какой-нибудь подшипник, и вам не дают его купить, из-за чего у вас не будет работать то или иное оборудование".

Критическая зависимость от импорта, по словам экономиста, чаще характерна для технологий, научно-технических услуг и оборудования. Куда меньше она касается материалов, сырья и компонентов. И на самом деле нет необходимости замещать все технологии, на это просто не хватит ресурсов. Нужно расставить приоритеты и проводить импортозамещение там, где без этого не обойтись, считает Юрий Симачев.

Между тем, процесс внедрения собственных технологий может получить новое ускорение. В ближайшее время планируется утвердить Концепцию технологического развития России на период до 2030 года, разрабатываемую по поручению президента Владимира Путина. Концепция должна определить цели, задачи и принципы достижения технологического суверенитета страны.

По словам первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова, есть несколько способов совершить прорыв и решить поставленные задачи. Первый - институциональная "сшивка" научной и производственной составляющих. Этот подход уже, например, реализуется в формате перезапущенных в конце прошлого года правительством соглашений с компаниями-лидерами, крупными государственными корпорациями по развитию сквозных технологий.

Михаил Швыдкой: В культуре не может быть импортозамещения

"Второй способ - создать такую среду, когда компании зарабатывают на исследованиях, создавая добавленную стоимость и капитализацию именно за счет разработки и внедрения новых технологий, - сказал первый вице-премьер. - Третий - промышленные мегапроекты, которые в силу своего масштаба интегрируют обе составляющие".

В феврале минэкономразвития определило приоритетные направления технологического суверенитета. Они разделены на две группы: проекты технологического суверенитета и проекты структурной адаптации экономики. К первым отнесено производство продукции 13 видов. Например, товары авиапромышленности включают гражданские самолеты, их двигатели, вспомогательные установки, агрегаты и системы, спутники и др. К проектам структурной адаптации экономики относятся инфраструктура и оказание услуг: модернизация портов, строительство железных дорог, технопарков, услуги по судоремонту, техобслуживание самолетов, разработка ПО и другие.

Независимая стройка

В докладе ВШЭ отмечается, что за последние годы уровень обеспеченности отечественной продукцией вырос в большинстве отраслей российской экономики. Самые высокие показатели - в производстве стройматериалов (96 процентов), в транспортном машиностроении (92 процента) и в черной металлургии (90 процентов).

Доля импортных стройматериалов варьируется в зависимости от конкретного вида продукции, рассказал "РГ" исполнительный директор Ассоциации "Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии" (НОПСМ) Антон Солон.

"По данным наших партнеров из аналитического центра промышленности стройматериалов СМПРО, доля импортного цемента в потреблении в 2022 году составила 3 процента, тогда как в 2021-м этот показатель равнялся 2,9 процента. Доля импортного керамического кирпича снизилась с 2,4 процента в 2021 году до 1,6 в 2022-м. По стеклу она незначительно увеличилась с 7,2 до 8,2 процента, а по газобетону выросла с 6 до 6,6 процента".

Один из примеров успешного импортозамещения в транспорте - обновленный магистральный тягач КАМАЗ-54901, первый экземпляр которого сошел с конвейера в прошлом месяце. Отмечалось, что выпуск грузовика этой версии К5 не будет зависеть от комплектующих из недружественных стран. Для этого в течение 2022 года компания работала над локализацией импортных комплектующих, а также договаривалась с альтернативными поставщиками из России и дружественных стран.

Успешные примеры есть в лесопромышленном комплексе - производстве бумаги и деревообработке, рассказал "РГ" заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. "В этой отрасли примерно 10 лет назад началось активное импортозамещение, и в результате в 2-2,5 раза уменьшилась значимость импорта", - отметил он.

Встать к станку

Впрочем, есть секторы, где доля отечественной продукции невысока. Сложнее всего, по оценкам "ВШЭ", дела обстоят в станкоинструментальной промышленности - 24 процента, в индустрии детских товаров - 31 процент и в фармацевтической промышленности - 35 процентов.

Мантуров и Новак проследят за импортозамещением в геологоразведке

Зависимость от импорта больше у высокотехнологичных производств, отметил Владимир Сальников. К таким как раз относятся станкостроение и фармацевтика. Но и там ситуация постепенно улучшается. "Если 10 лет назад в фармацевтике импорт превышал собственную добавленную стоимость более чем в 6 раз, то сейчас превышение составляет 2,5-3 раза", - рассказал эксперт.

Что касается станков, здесь доля импортной продукции в 2020 году составляла примерно 70 процентов, сообщил председатель правления Национального союза поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки (НСПОИМ) Павел Беликов. По режущему инструменту доля импорта в 2020 году составляла 90 процентов.

"С тех пор объем российского производства увеличился, в первую очередь по режущему инструменту, здесь наблюдается рост в несколько раз, - рассказал он "РГ". - Но мы выросли количественно, а не качественно. Качественно - это когда появляются новые типы инструмента, новые сплавы, покрытия. Производство станков в России тоже увеличилось, но не так резко. Если прежде импорт составлял 70 процентов, то сейчас это, возможно, 60".

По словам представителя отрасли, введенные в 2022 году санкции дают стимул отечественным производителям, но чтобы наладить выпуск продукции, нужны долгосрочные инвестиции. Поэтому в первую очередь предприятия стали осваивать то, что проще и быстрее сделать, например, производство режущего инструмента - фрез. Для этого достаточно купить необходимое оборудование.

С производством станков все сложнее, за один год его не настроить. Новые проекты запускаются, но это будет постепенный процесс, без быстрого взлета, отметил Павел Беликов. По его словам, на первых порах речь может идти о сборке станков из готовых комплектующих, полученных из дружественных стран, и лишь затем локализация начнет расти.

Индекс деловой активности промышленности в России достиг шестилетнего максимума

"Нам нужны партнеры, и не только китайские. Нужно развивать свой малый и средний бизнес. Наша точка роста в том числе - дилеры, импортеры, важно, чтобы они не только завозили станки из КНР, но и начали сами что-то делать, пошли в производство", - отметил представитель отрасли.

В настоящее время в России разрабатывается федеральный проект "Развитие станкоинструментальной промышленности". Заместитель председателя правительства РФ - министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил важность применения уже существующих механизмов поддержки этой отрасли. "Это субсидии на НИОКР, компенсация скидки покупателям, льготные займы ФРП, таможенно-тарифные и регуляторные меры, - сказал он. - При этом если есть запрос на дополнительные средства, нужно исходить из нынешних реалий и соотносить с эффектами, которых хотим достичь".

Добрались до "трудной" нефти

Переход на собственные технологии в нефтегазовой отрасли активно идет с 2014 года, когда был ограничен экспорт в Россию соответствующего оборудования. По словам министра энергетики Николая Шульгинова, в 2014 году импортозависимость по нефтегазовому оборудованию у нас составляла 60 процентов, а в 2020-м доля импорта снизилась до 43.

Один из самых высоких уровней импортозамещения - в секторе добычи и транспортировки природного газа, рассказал "РГ" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Что касается нефти, то сложнее всего обстоят дела с добычей на шельфе - без иностранных технологий здесь пока не обойтись. Также есть сложности, связанные с разработкой трудноизвлекаемых запасов.

Впрочем, ситуация может скоро измениться. Россия в настоящий момент разрабатывает не имеющую аналогов в мире технологию добычи "трудной" нефти, сообщил в статье для журнала "Энергетическая политика" заместитель председателя правительства РФ Александр Новак. По его словам, реализация проекта позволит существенно повысить процент извлечения углеводородов на месторождениях высоковязкой нефти, а также включить в широкомасштабную разработку такие виды трудноизвлекаемых запасов, как баженовская, доманиковая, абалакская, хадумская, куонамская свиты (глубокие каменистые слои почвы, между которыми содержатся запасы нефти. - Прим. ред.).

Один из ярких примеров импортозамещения, по словам Алексея Белогорьева, - строительство в Омске завода по производству катализаторов. "Это самый большой прорыв в нефтепереработке за последние 10 лет. Это производство закроет существенную часть рынка", - отметил эксперт.

Первую линию катализаторного производства планируется запустить в этом году. Годовая мощность завода составит 21 тысячу тонн каталитических систем. Предполагается, что он обеспечит потребность всей отечественной нефтепереработки, а также позволит экспортировать эту продукцию.

Холодильнику нужны детали

Импортозамещение в сфере бытовой техники шло по пути организации производства готовой продукции внутри страны, в том числе за счет запуска предприятий, принадлежащих крупным международным компаниям. В результате большая часть продаваемой у нас сегодня техники создана в России. Как сообщала в прошлом году Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) доля холодильников и стиральных машин, произведенных в России, составляет на нашем рынке 90 процентов, телевизоров - 80 процентов, мониторов - 35 процентов.

Будет ли господдержка замены лифтов в жилых домах, не станут ли они менее безопасными из-за санкций, обсудили на круглом столе в "РГ"

"Вместе с тем у нас практически нет производства компонентной базы, которая бы использовалась для изготовления бытовой техники и электроники, начиная от процессоров и заканчивая компрессорами для холодильников, - рассказал "РГ" директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. - Все работающие в России производители, отечественные и зарубежные, завязаны на компонентную базу, которая в полном объеме у нас не производится. Они вынуждены ее импортировать".

В результате, по словам представителя отрасли, в прошлом году с разрывом логистических цепочек, обеспечивающих поставки готовой продукции и компонентов, многие заводы встали на паузу. По оценке Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ), производство бытовой техники в России сократилось на 40 процентов.

Однако зависимость от компонентов есть у всех - так устроен рынок электроники. Тот же Китай закупает процессоры на Тайване, а жидкокристаллические панели для всех телевизоров в мире делают лишь три завода - в Южной Корее, Японии и Китае. В нынешней ситуации России нужно прежде всего локализовать производство компонентной базы, считает Антон Гуськов. Это обеспечит комплектующими предприятия бытовой техники и электроники. Кроме того, они могут использоваться и в других отраслях, например, в автомобилестроении и авиационной промышленности.

Что касается бытовой электроники - ноутбуков, смартфонов, фотоаппаратов, то до недавнего времени практически вся эта продукция импортировалось. "Сейчас есть проекты по производству у нас ноутбуков, но пока они работают либо на госсектор, либо на корпоративный сегмент, - отметил представитель РАТЭК. - Запланированы крупные проекты на 2023-2024 годы, надеемся, что они будут развиваться".

По нашим масштабам

Введенные в прошлом году санкции стимулировали многие компании заняться развитием собственного производства различной продукции. Успех политики импортозамещения будет зависеть от того, насколько государство сможет выстроить приоритеты и насколько они будут прозрачными и понятными для бизнеса, отметил Юрий Симачев. "Важно, чтобы инициативы по импортозамещению шли снизу - от бизнеса. И нужно задействовать ресурс малого и среднего бизнеса, который сам по себе подвижен, наукоемок. Нужно создать условия для его быстрого включения в цепочки субподряда, для расширения его взаимодействия с крупным бизнесом", - считает эксперт.

Усилия по импортозамещению нужно сконцентрировать в тех сегментах, где наша страна должна обладать необходимыми компетенциями в силу своих особенностей, отмечает Владимир Сальников. "Например, мы - самая большая по территории страна. Это значит, что у нас должны быть самые передовые транспортные технологии. Они же нам самим больше всего нужны, - отметил экономист. - Второе - сельскохозяйственное машиностроение, поскольку сельское хозяйство составляет у нас значимую часть экономики. Третье - машиностроение для добычи полезных ископаемых, раз уж мы много добываем и экспортируем. И четвертое, поскольку мы - холодная страна, нам нужно развивать энергетические технологии".

Макроэкономика