Суть в следующем. После начала спецоперации группа, всегда старавшаяся соблюдать политический нейтралитет (во всяком случае - в отношении того, что происходило в Восточной Европе), отменила концерт в России в 2022 году, сославшись на логистические трудности. Но отметила, что надеется посетить и Россию, и Украину, "когда всё наладится". Между тем ещё ранее в интервью "РГ" в 2018 году Laibach, которые всегда любили провокации и "неприятности" (чего стоит нашумевший концерт в КНДР), заверяли, что готовы выступить и в Крыму, и в Донбассе, несмотря на возможные последствия. А в другой беседе с корреспондентом "РГ" в 2019-м идеолог группы даже пошучивал, что Украина скоро станет Россией.
Однако к 2023 году нейтралитет, судя по всему, стало держать всё труднее, и словенцы решили-таки выбрать конкретную сторону и озвучить её, аккурат перед концертом в Киеве. Тем не менее они всё же окончательно изменили бы себе, если бы не оговорились, что продолжают любить русскую культуру (которая оказала на них заметное влияние, чего музыканты никогда не скрывали) - "Достоевского, Булгакова, Чайковского, Скрябина, Маяковского, Татлина, Родченко, Эль Лисицкого - и это лишь часть списка - и всегда будем любить". Что в понимании значительной части современного украинского общества, радикализировавшегося до безумия, уже само по себе звучало как святотатство.
Более того, по традиции всё ещё желая сохранить хоть какой-то баланс, Laibach сочли нужным добавить, что, несмотря на их осуждение действий России, они понимают: произошедшее было спровоцировано НАТО (альянс издавна является объектом острой критики группы, созданной в социалистической Югославии). И этой мысли украинские националисты, разумеется, словенцам простить уже никак не могли, сколько бы те ни подчёркивали свою поддержку "невинной жертвы".
Как отмечает "Ъ", организаторы концерта изо всех сил пытались убедить бурлящую общественность в том, что "Laibach - не враги Украины" и "им надо дать шанс", всё тщетно. Любопытно, что специальную программу, которую группа готовила для киевского выступления, называлась Eurovision - "Евровидение", по песне из альбома 2014 года Spectre, которая, кстати, саркастично рассказывала о скором падении Европы. Но тут концепция предполагалась существенно иная: мол, Украина - место, где сейчас возможно "единственное настоящее видение Европы". Как словенскому коллективу пришлось выяснить непосредственно на себе, с "европейскостью" Украины западная информационная конъюнктура сильно заблуждается, и даже самая лёгкая претензия на объективность и самый робкий отказ от безапелляционной русофобии не принимается и моментально карается статусом "нерукопожатных".
Что ж, знание полезное, хотя для его приобретения такие опытные исследователи политической и идеологической жизни континента, как Laibach, могли бы ограничиться простым анализом ситуации. Увы, такова уж агрессивная антироссийская повестка, что не обходит стороной и искушённых наблюдателей. Но тут уж виноватых пусть не ищут.