Все именно так - картина рассказывает о процессе покупки прав западными компаниям на издание игры "Тетрис", разработанной советским программистом Алексеем Пажитновым.
И сразу хочется обозначить, что историческая правдоподобность в этом тексте разбираться не будет.
Как человек, несколько погруженный в историю игровой индустрии, я перечитал километры текста по этой теме - и в ней были задействованы столько участников с часто противоположными точками зрения на произошедшие события, что установить истину уже не видится возможным. Поэтому сосредоточимся на художественной ценности картины.
Начать можно с завязки, которая не очень хорошо справляется с тем, чтобы выстроить экспозицию. Трудно себе представить, как человек, далекий от гейминга, вообще сможет разобраться в том, о чем говорят персонажи первые полчаса. Авторы просто набрасывают зрителю разные термины, вроде Nintendo, Sega, портативки, Atari, роялти, а также обсуждают тонкости выпуска игр на консолях, ПК и аркадных автоматах. При просмотре я успевал следить за нитью повествования и понимал, куда и как движется сюжет во многом благодаря своей многолетней увлеченностью видеоиграми. Вероятно, более широкой аудитории будет сложнее ориентироваться в показываемом на экране.
Все сильно меняется, когда действо перемещается в Советский Союз - он рисуется подробно, однозначно и прямолинейно.
Уже по трейлерам было понятно, что клюква будет сочиться в ленте через все щели. Но она тоже, стоит признать, бывает разной. Например, разлапистой и забавной - особо не влияющей на сценарий и выступающей в большей степени как объект для сарказма или иронии. Так вот, в "Тетрисе" она не такая. В "Тетрисе" клюква максимально тупая.
Сотрудники органов безопасности в фильме почему-то носят кожаные пиджаки, а главный злодей - чиновник из ЦК - осознанно или нет, но рьяно косплеит Сашу Белого из "Бригады". А методы и мотивация спецслужбистов не выдерживают никакой критики. Они объясняют детсадовскими аргументами, мол, вот это очень плохие дяди, потому что они злые.
В этом разрезе становится интересно, как господин Ефремов-младший согласился участвовать в этом балагане, потому что наибольший кринж (уж простите за сленговые словечки, идеально подходящие под описание ситуации) вызывают сцены с его участием. Уж он то, будучи уроженцем СССР, мог подсказать, как-то попробовать поправить откровенно идиотские пассажи сценаристов вместо того, чтобы в них принимать активное участие.
Апофеоз этого шапито случается в сцене с Горбачевым, который здесь показан почти также бездарно карикатурно, как изображали советских политиков в запрещенном в России к прокату фильме "Смерть Сталина". Просто какой-то горячечный бред сумасшедшего.
Единственная стоящая арка в линии про КГБ прописана у героини Софьи Лебедевой, да и актриса смогла оформить образ советской оперативницы интересными деталями.
Но главное светлое пятно во всем этом бедламе - великолепный Тэрон Эджертон. Он тот единственный клоун, который тащит на себе весь этот цирк уродов. Со смешными дурацкими усами Эджертон на всю катушку молодец. Практически в одиночку он вытягивает каждую сцену, в которой участвует.
Еще хочется хвалить музыкальное оформление. Треки подобраны очень здорово. Тут есть и во многом благодаря "Тетрису" ставшие культовыми "Коробейники", и соответствующая эпохе The Final Countdown от Europe. А русскоязычный кавер Holding Out for a Hero от исполнительницы Polina во время автомобильной погони - это однозначно топ. Но общее впечатление от ленты это, к сожалению, не выправляет.
"Тетрис" продвигали как экономический триллер и драму, а в итоге мы получили очередную недошпионскую помойку про злых русских.
2 из 5