19.04.2023 08:41
Культура

Как в Казани из студенческого коллектива вырос полноценный оркестр

Текст:  Наталья Эллер
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №85 (9030)
Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, возглавляемый маэстро Анатолием Шутиковым, имеет в своем составе 17 заслуженных артистов и одного музыканта со званием народного артиста России.
Анатолий Шутиков: В каждом городе и стране мы исполняем наши татарские мелодии. / Из архива Анатолия Шутикова
Читать на сайте RG.RU

А все начиналось со студенческого коллектива Казанской консерватории.

Не только балалайки

Анатолий Иванович, со времени первого концерта оркестра народных инструментов имени Андреева прошло уже более ста лет. Что изменилось за этот век?

Анатолий Шутиков: Если мы вспоминаем еще Андреевский оркестр, то он состоял из одних балалаек: Прима, Дискант, Альт, Секунда, Бас, Контрабас. Позже появились разновидности домр, затем в состав народных оркестров вошли гармони, баяны и, наконец, деревянные духовые инструменты: жалейки, рожки. В процессе дальнейшего развития деревянные инструменты начали уступать место флейте, гобою, то есть симфоническим инструментам.

Конечно, дело не только в инструментах. Сегодня исполнение народной музыки стоит на аутентичных оригиналах, но просто взять народную мелодию в исходном виде уже недостаточно. Важна авторская интерпретация, импровизация.

Две девушки из моего оркестра недавно взялись исполнить русскую народную песню "Что ты жадно глядишь на дорогу". Начинается их версия мотивом оригинала, но затем исполнительницы импровизируют вплоть до джазового стиля. Такой подход соответствует современной эстетике, подходам к интерпретации народной музыки.

В продолжение разговора о национальной музыке. Что исполняет ваш оркестр?

Анатолий Шутиков: У нас самый разнообразный репертуар. Это не только русские мелодии, но и музыка народов Поволжья: чувашей, марийцев. Если мы играем за пределами России, то обязательно включаем мелодии той страны, в которой даем концерт. Во Франции обязательно должна быть французская мелодия, в Италии - итальянская.

В Петербурге выбрали лучшую отечественную скрипку

Первая наша гастроль была в Вене. Несколько раз играли в Германии, Болгарии, Италии, Нидерландах, три раза посетили Южную Корею. И в каждом городе как обязательный компонент - наши татарские мелодии.

Должен сказать, я очень люблю татарских композиторов - Фарида Яруллина, Салиха Сайдашева. В процессе организации оркестра мы много и плодотворно сотрудничали с Рустемом Яхиным, оказавшим большую помощь в нашем становлении.

29-й концертный сезон

Давайте поговорим о том, с чего начинался ваш коллектив. Какова была цель и что достигнуто?

Анатолий Шутиков: После окончания консерватории меня направили во вновь открывшийся институт культуры, где через некоторое время доверили руководство кафедрой и студенческим оркестром, быстро ставшим в городе реальной художественной единицей. Оркестр принимал участие в правительственных концертах, выезжал с Днями литературы и искусств Татарстана в Москву, Башкирию, Удмуртию, Чувашию.

В это время передо мной встала задача создать профессиональный коллектив. И в конце 80-х годов появляется небольшой коллектив под названием "Чишм?", что на татарском языке означает "Родник". Несмотря на самодеятельную основу в оркестре собрались настоящие профессионалы.

Сегодня репертуар народных оркестров сильно обогатился. Мы исполняем русскую и мировую классику. Также у нас появляются симфонии и фантазии

Тогда же появились и первые небольшие деньги. Нас взял под свое крыло ныне уже бывший министр коммунального хозяйства РТ Евгений Богачев, нашедший возможность выделять деньги на содержание коллектива.

Но это еще не был оркестр народных инструментов в его современном формате?

Анатолий Шутиков: Следующий этап совпал с моим переходом на должность заведующего кафедрой уже в консерватории, где я опять преподавание совмещаю с организацией студенческого оркестра. В это время появляется идея создания государственного оркестра народных инструментов и начинается ее воплощение. Эту мысль поддержали многие, и в 1993 году начала отсчет история нашего современного коллектива на базе Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая.

Довольно интересный момент. Оба ваших коллектива начинались со студенческих оркестров, так?

Анатолий Шутиков: Студенческий коллектив - это своего рода творческая лаборатория. Преподавание в консерватории позволило мне провести большую работу по подбору будущих солистов и созданию костяка коллектива. И сегодня в оркестре есть люди, играющие с самого первого дня.

В Московской филармонии прозвучат две премьеры - мировая и российская

Крепкая основа позволила быстро и уверенно выйти на очень серьезный, я бы даже сказал, звездный уровень сотрудничества с выдающимися музыкантами, народными артистами СССР. Одним из первых был казахский Алибек Днишев, удивительный по красоте тембра тенор. Особенно ему удавались произведения Блантера.

Могу вспомнить замечательного украинского тенора Анатолия Соловьяненко. Были встречи с Еленой Образцовой, Зурабом Соткилавой, Иосифом Кобзоном.

Один из трех в России

Ваш оркестр сегодня один из самых больших в России. А как вообще в стране развивается народная музыка?

Анатолий Шутиков: Государственный оркестр народных инструментов РТ на данный момент состоит из 60 артистов. Рост не только количественный, но и качественный. В нашем составе 17 заслуженных и один народный артист России. Могу смело сказать, что мы оркестр уникальный и для российского масштаба. Есть еще Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова и Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина.

В основном народные коллективы насчитывают от 25 до 45 инструментов. Но количество оркестров быстро растет. Если 30 лет назад таких коллективов было только четыре, то сегодня уже более сорока.

Если говорить о качественных тенденциях, то могу отметить движение в сторону академичности оркестров народных инструментов. Народные инструменты уже признаны как академические. А наша балалаечница Ольга Вайссбеккер - известный мастер российского уровня, одна из корифеев игры на балалайке. У Ольги утонченная и исключительно виртуозная техника.

Как формируется репертуар оркестра, есть ли опыт музыкального эксперимента?

Анатолий Шутиков: Без трактовки музыки сегодня никак нельзя. В нотах все написано точно, но каждый дирижер преломляет музыку, вносит свое собственное понимание, не противоречащее нотному тексту. Есть моменты интерпретации и в нашем исполнении. Сегодня, конечно, репертуар народных оркестров сильно обогатился. Появляются симфонии, фантазии. В нашем репертуаре есть русская и мировая классика, музыка народов Поволжья. С удовольствием играем татарских композиторов - Сайдашева, Яруллина.

А если вспомнить музыку советского этапа?

Анатолий Шутиков: Раньше музыку писали сердцем. Начиная с Исаака Дунаевского мы до сих пор поем и играем произведения из классических фильмов - "Волга-Волга" и многих других. Сегодня советская музыка воспринимается как глоток воздуха. Удивительный Матвей Блантер, музыкальный кладезь Василий Соловьев-Седой.

Почему итальянский пианист в разгар "отмены культуры" выбрал Россию

Приятно то, что и сейчас есть певцы, качественно исполняющие советские песни. Например, Владислав Косарев, питерский певец Сергей Зыков. Удивительные ребята, умеющие хранить великую музыку, которую люди любят и будут любить.

На бис!

Как воспринимают ваши выступления слушатели?

Анатолий Шутиков: Есть и понимание, и преемственность зрительской аудитории. Мы много играем на выезде. Это Бавлы, Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск и другие города. Я вижу много юношества, посещающего наши концерты благодаря Пушкинской карте. Принимают очень хорошо, и внимание не ослабевает.

Довольно часто выступаем в Набережных Челнах. Последний концерт был просто аншлаговый. Мы с трудом отправили публику по домам, пришлось снова и снова играть на бис. Такой публикой можно гордиться. Пока у нашего оркестра есть такие слушатели, у народной музыки хорошая перспектива!

Классика Казань