Прокурор добавит
За четыре месяца 2023 года прокуратура выявила 951 нарушение в сфере безопасности дорожного движения. С целью их устранения принесено 118 протестов, подано в суды 117 исков, внесено 341 представление - по результатам последних объявлено пять предостережений, 239 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, одно - к административной.
При проверке участков региональных и межмуниципальных дорог, ставших в 2022 году местами концентрации ДТП, надзорное ведомство установило, что содержались и обслуживались они не так, как следует, - отсюда и результат. А непринятие мер создало угрозу повторения ДТП. Прокуратура внесла руководству департамента дорожной деятельности Воронежской области представление - его рассмотрели, удовлетворили, дисциплинарно наказали пятерых чиновников, а указанные в документе участки дорог привели в порядок.
Также обнаружены факты некачественного ремонта. При реконструкции съезда от улицы Острогожской к плотине Воронежского водохранилища (муниципальный контракт на 364 с лишним миллиона рублей) подрядчик, вопреки требованиям законодательства, строительным нормам и заключенному контракту, использовал бетон более дешевый и низкосортный, чем заложено в смете. По собранным прокурорами материалам возбуждено уголовное дело о причинении особо крупного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Иначе говоря, о мошенничестве в промышленных масштабах, да еще совершенном организованной группой.
"Несмотря на принимаемые меры, по итогам трех месяцев 2023 года в 271 ДТП сопутствующим фактором явились неудовлетворительные дорожные условия. Рост таких ДТП составил 62,3 процента, в связи с чем начальнику ГУ МВД по Воронежской области внесено представление", - сообщили в прокуратуре.
Ничего не видно
О всплеске ДТП говорят и полицейские. Но немного по-другому.
- По итогам четырех месяцев 2023 года зарегистрировано 687 дорожно-транспортных происшествий - это на 12 процентов больше, чем год назад. 92 человека погибли (плюс 15 процентов), причем основной рост пришелся на зиму. Январь выдался таким аварийным, что число погибших выросло более чем в 1,5 раза. Это связано с увеличением интенсивности движения и неблагоприятными погодными условиями, - объяснил руководитель управления ГИБДД по Воронежской области Евгений Шаталов. - Околонулевые температуры с постоянным переходом то в плюс, то в минус, грязь на дорогах и связанное с нею ухудшение видимости вызвали всплеск наездов на пешеходов, и количество погибших в них значительно выросло. Практически все наезды произошли в темное время суток, а пострадавшие в них люди не имели на одежде светоотражающих элементов.
У регионального департамента дорожной деятельности - своя версия. Серьезную опасность на дорогах представляют водители в состоянии опьянения, рассказали чиновники в ответ на запрос "РГ". В прошлом году были задержаны более шести тысяч нетрезвых водителей, почти тысяча - повторно. В апреле заработал региональный телеграм-бот "Беспределу.нет36", где любой пользователь может передать информацию о водителях с признаками опьянения в дежурную часть ГИБДД. Принимают там информацию и о других нарушениях Правил дорожного движения, а вот о ямах на дорогах - нет.
Конкурс безобразий
Тем временем ОНФ объявил конкурс на самую убитую воронежскую дорогу. Фотографии приходят сотнями. Селяне шлют свои проселки, переходящие в лужи, размерами и спокойствием напоминающие воспетые Паустовским озера Мещеры. Горожане - промоины и рытвины, чем-то похожие на лунные кратеры.
Из-за разбитой дороги жительница поселка Елань-Коленовский Светлана Лисицына ежегодно тратит на ремонт старого "Форда" до 150 тысяч рублей. Скача в глубоких колеях, продавленных в асфальте тяжелыми КамАЗами, она то бампер себе оторвет, то выхлопную трубу.
- Перепад высоты достигает 17 сантиметров. Это говорит либо о тотальном перегрузе грузового транспорта, либо о плохом качестве асфальта, - рассказал Александр Никитин, член регионального штаба ОНФ.
В райцентре Лиски власти прошлым летом попытались привести в порядок улицу Фестивальную, засыпав ее предоставленной сахзаводом субстанцией. "Будет лучше асфальта!" - пообещали сахарозаводчики. Увы - после знакомства с дождями покрытие превратилось в липкую грязь, сохранившую свои свойства и в следующем году.
"Десятки жалоб и наше вмешательство помогли властям осознать и признать провал, - отметили в ОНФ. - Теперь они капитально отремонтируют эту убитую дорогу. Как заверил замглавы администрации города Виктор Чирков, этим летом на Фестивальной будет новенький асфальт".
Прошлой осенью, отчаявшись дождаться помощи от властей, жители микрорайона Никольское на окраине Воронежа скинулись и заплатили дорожной компании 200 тысяч рублей, чтобы та засыпала асфальтовой крошкой самые глубокие промоины на дороге.
- На прилегающих дорогах твердое покрытие вообще отсутствует. На улице Ани Максимовой, например, каждый отсыпает гравием кусочек дороги у своего дома. Чтобы побороть грязь на год-два, надо несколько машин гравия, стоимость каждой приближается к 10 тысячам рублей. Для пенсионеров - а их у нас немало - это очень ощутимая сумма, - рассказал житель Никольского Сергей Копенкин.
На улице Каширской - где засыпали самые глубокие ямы - нет не только нормального покрытия, но и тротуара. Пытаясь гулять по сухой и ровной местности, мамы с колясками вынуждены лавировать меж движущихся автомобилей: те тоже хотят ездить по ровному и сухому.
Общественники просят администрацию Воронежа обратить внимание на проблемы микрорайона. Дорожный ремонт здесь давно назрел.
Александр Гусев, губернатор Воронежской области:
- Как доложил мне профильный заместитель Сергей Трухачев, уже разработаны и внедряются следующие решения. Во-первых, принципиально иная система работы видеофиксации нарушений ПДД. Помимо стационарных камер значительно увеличим число переносных и время их работы: после 21.00 и позднее. Также места их дислокации будут регулярно меняться. Во-вторых, кратно увеличится число антиалкогольных рейдов. А во взаимодействии с силами правопорядка и в рамках закона принимаемые меры к нарушителям будут жестче, вплоть до уголовного преследования. В-третьих, с начала этого года в регионе начали работу пять новых пунктов весогабаритного контроля. Благодаря им зафиксировано уже более 34 тысяч правонарушений по превышению нагрузки на ось фур. Эта система позволит снизить разрушение дорог и, как следствие, снизить аварийность.
Максим Оськин, директор департамента дорожной деятельности Воронежской области:
- В 2022 году нами отремонтировано 334 километра дорог, в том числе 206 километров - в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Установлены барьерные ограждения, восстановлены пешеходные переходы, сделано наружное освещение дорог, проведен капремонт мостовых переходов. Отремонтировано 435 километров муниципальных дорог с асфальтобетонным покрытием и 475 километров дорог с щебневым покрытием, а также сделано 23,5 километра дорог подшефных Воронежской области районов ЛНР.
В 2023 году запланировано: ремонт более 177 километров региональных дорог; завершение ремонта мостового перехода через Дон в Рамонском районе; реконструкция Остужевской развязки; внедрение интеллектуальной транспортной системы в Воронежской городской агломерации; строительство четырех подъездов к промышленным предприятиям в Павловском, Аннинском и Бобровском районах; строительство, реконструкция и ремонт дорог местного значения.
А как у соседей
Брянские власти запланировали строительство трех новых автодорог в микрорайоне на улице Флотской: улиц имени Татьяны Николаевой, братьев Ткачевых и Алексея Толстого. Работы ведет подрядная организация ООО "Дорстрой32".
Самая длинная из трех - улица имени братьев Ткачевых, ее длина два километра. Она будет опоясывать весь микрорайон на улице Флотской. Протяженность улицы имени Алексея Толстого составит 800 метров. Она берет свое начало от Флотской, пересекает улицу имени Татьяны Николаевой и завершается перекрестком с улицей имени братьев Ткачевых.
Сейчас ведутся работы по устройству кабельных линий освещения, установке бордюрного камня, монтажу опор и светильников. Важно, что в микрорайоне одновременно с развитием транспортной инфраструктуры строятся сети ливневой канализации протяженностью девять километров и очистные сооружения, где стоки будут проходить полную многоступенчатую очистку перед сбросом в реку Десну, отметили в правительстве региона.
Всю систему новых дорог вместе с ливневой канализацией и очистными сооружениями планируется построить к 2024 году.