"Моя история в Чечне о том, чего не может быть", - шутит Анна при встрече с нами в учебном классе. За окнами раскаленный зноем воздух, военные в полном обмундировании, распаренные от жары, бегут полосу препятствий. И действительно, сложно соединить хрупкую женщину и интенсивные нагрузки в камуфляже. Профессиональное увлечение уходит своими корнями в детство.
- Родилась я в Казахстане, и для девочки, которая проводила время в окружении друзей своего старшего брата, играла с ними в мальчишеские игры, стрельба стала естественным выбором, - рассказывает Анна Янц. - Будучи сотрудником пейнтбольного клуба, меня попросили помочь в организации первого чемпионата Казахстана по практической стрельбе. Там-то я впервые попробовала работать с огнестрельным оружием "Чизет-75" (до сих пор мой самый любимый пистолет в спорте). Познакомилась с приглашенными на соревнования офицерами спецподразделения "Альфа" из Москвы, которые многому меня научили.
Невероятная история
А однажды раздался звонок, который изменил всю жизнь спортсменки. Как мы уже писали, когда впервые познакомились с Анной, это был Даниил Мартынов - создатель РУС. Как потом выяснилось, глава Чечни Рамзан Кадыров захотел, чтобы его дочки научились владеть огнестрельным оружием. Но поставил жесткое условие - инструктором должна быть женщина.
- Помню, я исподволь разузнавала у друзей, принимавших участие в подготовке силовиков к турнирам, об условиях работы в регионе. Их реакция была однозначной: "Ты же понимаешь, что, учитывая твою специальность и кавказский менталитет, женщина никогда не найдет свое призвание!" Но получилось все наоборот: именно благодаря моей специальности и специфике региона меня сюда и пригласили, - говорит девушка.
Приглашали Анну на короткий срок для конкретной задачи. Но, увидев ее талант и любовь к работе, предложили остаться. Согласилась. В том 2017 году университет спецназа интенсивно становился на ноги - не было ни достаточного числа специалистов, ни инфраструктуры. Поэтому инструктор исполнял роль человека-оркестра: не только вел занятия, но и формировал различные программы подготовки, отвечал на звонки клиентов. Сейчас девушка только обучает стрельбе из огнестрельного гражданского оружия - пистолета, ружья, карабина. Слово "гражданское" вовсе не должно вводить в заблуждение. Такое оружие также заряжается свинцовыми патронами, но, к примеру, в отличие от боевого автомата, - не "выплевывает" очередь.
Сильный характер
Базовый курс обучения стрельбе составляет восемь часов (стоимость от 25 до 30 тысяч рублей - в зависимости от количества учеников в группе), по его окончании новичок имеет представление об основных манипуляциях с оружием, может попасть в цель на определенных дистанциях, определить тип задержки, устранить ее.
С годами клиентская база сформировалась настолько, что случайным образом люди к Анне не попадают. Те же девушки-чеченки приходят осознанно.
- Да, их сызмальства готовят к семейным обязанностям, но у того же главы республики Рамзана Кадырова не только дочери занимаются стрельбой, а вся женская половина дома, вплоть до помощниц. И он это поддерживает, - говорит инструктор.
Она вспоминает в своей практике лишь один случай, когда молодая женщина попала на полигон не по своей воле - заставил супруг. Пистолет внушал ученице безотчетную боязнь, будто холодный кусок металла сам по себе является коварным противником. Психологический барьер был преодолен с помощью обстоятельного рассказа о правилах безопасности. В итоге, внутренне помолившись, клиентка произвела десять выстрелов и с облегчением поспешила домой.
Первая на Кавказе женщина-инструктор спецназа рассказала об "укрощении" оружия- А так, у меня тренируется чеченка, профессиональный фотограф, многодетная мать, - добавляет Анна Янц. - Она - ребенок войны. В детстве подобрала мину, сработавшее устройство взрывной волной оторвало ей кисть, посекло лицо. Она написала мне, что очень хочет заниматься стрельбой, но вот есть такая особенность, поэтому сомневалась: получится ли? В свое время меня обучали работе с оружием при условии ранения конечностей, поэтому ответила: "Приезжай, посмотрим". Сейчас она у меня выступает в соревнованиях по стрельбе среди женщин в категории "Леди", берет второе место после Хутмат Кадыровой (но та настоящий профессионал и занимается этим много лет) и совершенно честно создает весомую конкуренцию. Мы с ней просто продумали, как перезаряжать оружие, нюансы экипировки, элементы устранения задержек. Очень волевая девушка, я ею восхищаюсь, она делает одной рукой то, чего не могут даже двумя руками.
Магия занятий
Краткий курс стрельбы Анна преподает мне на базе карабина "Сайга-9". По пути в стрелковую галерею встречаем группу мужчин в залитой розовой краской одежде. Оказывается, только что они провели урок по тактической медицине, где для усиления эффекта реальности используют вот такой антураж: пока вы правильно не наложите жгут товарищу, он продолжает истекать условной кровью.
- Особенно это неприятно зимой, - добавляет командир "раненых".
Площадка галереи, обнесенная высоким забором, усыпана золотистыми осколками гильз. Надеваем защитные очки. Стрелка они защищают от пороховых газов из ствольной коробки, зрителей - от рикошета фрагментов пуль. Тем более что мишени выполнены из бронированной стали. Влияет ли острота зрения на результат? Оказывается, нет. Силуэт макета с расстояния десяти метров может поразить каждый без особого напряжения, при дальних дистанциях под особенности зрения уже подстраивается оптика.
- На первом занятии я рассказываю: чтобы попасть в цель, важно, как ты стоишь, как держишь оружие, смотришь на прицельное приспособление, как дышишь и нажимаешь на спуск, то есть фронтальный разворот к мишени - уже прицеливание. А если я хочу попасть в какую-то конкретную зону, то подключаю глаза, - разъясняет тонкости работы Анна.
Дальше приступаем к снаряжению патронов в магазин. Старшее поколение по ошибке называет его обоймой, а школьники вообще путают с рожком. Только он далек от вафельного стаканчика мороженого. Неловкими движениями проталкиваю патроны в шахматном порядке внутрь.
- А возраст ученика играет роль? - снова интересуюсь я, слегка цепенея перед туго поддающимися патронами.
- Стрельба - это в первую очередь двигательные навыки, поэтому возрастную физиологию никто не отменял, - отвечает инструктор. - У молодых людей меньше страхов, в стрелковых упражнениях их стиль отличается энергичностью. Там, где взрослый человек проявит осторожность (вдруг промахнусь?), юноша выкажет дерзость. Лично я люблю индивидуальные занятия, на них начинается какая-то магия. Группа все усредняет, а в работе вдвоем никто не отвлекает, ты можешь полностью подстроиться под особенности человека.
Признаюсь, стрельба требует внушительной концентрации сил. Следующие десять минут я училась правильно держать карабин - а при долгом стоянии вытянутая левая рука потихоньку ноет, да и лазерный прицел от меня норовил ускользнуть, так что первые выстрелы были вслепую. Что ж, бывает. В таких случаях действительно выручает магия...
По словам экспертов, практическая стрельба подразумевает подготовку безопасного и квалифицированного стрелка, который может быстро и точно поражать мишени разной сложности. Спорт не учит воевать. Поэтому вряд ли стрелок получит преимущество в боевых условиях.
- В то же время в экстремальных ситуациях навыки стрельбы помогают быстрее анализировать ситуацию, принимать решения, сохранять ум холодным. Те же соревнования - постоянное нахождение в состоянии стресса. А умение четко думать, не поддаваться панике, может спасти тебе жизнь, - уверена Анна Янц.
Кстати
Этим летом в Российском университете спецназа впервые для школьников состоялись военно-патриотические смены на базе учебного центра "Воин". В них участвуют молодые люди от 14 до 18 лет из разных районов Чечни. За 21 день подростки проходят огневую, тактическую и инженерную подготовку, обучаются тактической медицине и управлению БПЛА. Всего отделения Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания "Воин" открылись в 12 регионах России.