Всего за три дня было дано девять концертов. Один из самых запоминающихся прозвучал под занавес пятницы, когда на сцену Большого Амфитеатра Парка "Зарядье" поднялись музыканты Всероссийского юношеского оркестра - пожалуй, самого амбициозного проекта Башмета. Зрители помнят оркестр по церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи и церемонии открытия Чемпионата мира по футболу в 2018-м. И вот новый повод для гордости - открывать фестиваль, аналогов которым в мире до сих пор не было. И надо сказать - молодые дарования волновались на репетиции, которая также была открытой и прошла в заполненном зале. Не все шло гладко, однако руководитель оркестра и дирижер Юрий Башмет нашел нужный ключик. "Был такой момент, когда дошли уже до апофеоза в "Ромео и Джульетте" Петра Ильича Чайковского. Я им говорю: представьте себе, что балерина разбежалась, подпрыгнула, крутится в воздухе, а потом партнер должен ее поймать, но вот он отвлекся, и она упала. Вы этого хотите? И они тут же заиграли!" - рассказывал маэстро за кулисами.
Во время концерта музыканты балерине упасть также не позволили - исполняли виртуозно. Помимо Чайковского зрители услышали фрагмент из "Ромео и Джульетты" Прокофьева и "Симфонические танцы" Рахманинова. И тут можно только аплодировать выбору дирижера - да, материал непростой для молодых, особенно в случае с Рахманиновым, где главная тема - духовные поиски, но в то же время в тех же "Симфонических танцах" много по-настоящему русского. А если учесть, что вечерний концерт проходил на фоне подсвеченных кремлевских стен и куполов, рядом с древней Варваркой, то это бы тот случай, когда музыка, время и пространство идеально совпали. Зрители, кажется, даже не дышали.
Со зрителями фестивалю повезло. Все три дня, несмотря на переменчивость погоды, зал в "Зарядье" был забит до отказа. Всего концерты посетило более 16 тысяч человек. Юрий Башмет говорил журналистам, что одна из его задач - чтобы у юных музыкантов выросли крылья.
Музыканты тем временем то и дело признавались в любви к Москве, а оркестр из Алжира и вовсе под конец своей программы удивил всех исполнением гимна России пиццикато, это когда звук на смычковых инструментах извлекается не смычком, а щипком струны. В восторге был даже маэстро: "Это нечто! Всякое я уже слышал, искореженный английский вариант нашего гимна, другие версии, но я не мог себе представить, что его можно пиццикато играть!". Это было единственное выступление, после которого зрители не скрывали слез восторга.
Словом, музыканты удивляли, как могли: и фрагменты из балета Чайковского "Лебединое озеро" от Арабского юношеского филармонического оркестра, и "Половецкие пляски" музыкантов из Узбекистана, и "Венгерские танцы" Брамса в исполнении Сибирского юношеского оркестра - все это, что еще долго обсуждалось и зрителями, и критиками.
Но главное событие фестиваля прошло в его заключительный день. В самом сердце столицы родился Всемирный юношеский симфонический оркестр, в который вошли лучшие юные музыканты из двадцати стран. Сам Башмет занял место за дирижерским пультом.
Свой первый концерт новый коллектив начал с "Путеводителя по оркестру" Кузьмы Бодрова, но для заглавного исполнения была выбрана симфоническая сказка для чтеца и оркестра "Петя и Волк". Выступающий в роли чтеца Константин Хабенский называл дирижера волшебником - очень точно.
Фестиваль юношеских симфонических оркестров мира в дальнейшем будем только набирать обороты. Организаторы уже попросили музыкантов в следующий раз привезти в Москву произведения, написанные композиторами их стран специально для выступления в России. По задумке Башмета, мировых премьер на этом фестивале должно быть много. "То, что история нашего музыкального движения только начинается, в этом я не сомневаюсь. А судя по тому, как ребят встретили зрители, мы имеем перспективу мирового процветания. И это не фигура речи".