Будучи уроженкой города Любима Ярославской губернии, дважды выпускницей Петербургской консерватории (как композитор и пианистка), любимой ученицей Антона Рубинштейна, Леокадия Кашперова впоследствии стала первым педагогом по фортепиано Игоря Стравинского. В качестве пианистки она концертировала в России и за рубежом. Именно Леокадия Кашперова впервые исполнила ряд сочинений Балакирева и Глазунова, а также собственную музыку в концертных выступлениях. В течение всей жизни она сочиняла музыку, но судьба так распорядилась, что ноты ее произведений фактически не публиковались.
Возвращением имени и наследия Леокадии Кашперовой в России мы сегодня обязаны известному британскому музыковеду, пропагандисту творчества Игоря Стравинского Грэму Гриффитсу. С 2003 года он активно занимается изучением жизни и творчества Кашперовой.
Мурад Аннамамедов охотно согласился исполнить два выдающихся сочинения Леокадии Кашперовой - Симфонию си минор (премьера состоялась в 1905 году в Москве и Петербурге, а затем в 1907-м в Берлине во время гастрольного турне Кашперовой) и Фортепианный концерт (первое исполнение с участием автора прозвучало зимой 1901 года в Москве под управлением Василия Сафонова, затем - 3 февраля в Петербурге, дирижёр - Макс Фидлер). С тех пор в России оба этих произведения больше так никогда и не звучали. После нескольких лет поиска Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр получил ноты из Европы. И теперь эта гениальная музыка обрела своё новое рождение и открыла путь к слушателям.
Сольную партию в Фортепианном концерте блестяще исполнила замечательная молодая петербургская пианистка, лауреат международных конкурсов, солистка Санкт-Петербургского Дома музыки Елизавета Украинская.
Программа с символичным названием "Возвращение" добавила смысловую целостность на примере сочинений учителя Леокадии Кашперовой - Антона Рубинштейна (Свадебное шествие из оперы "Фераморс") и её ученика - Игоря Стравинского (Сюита из балета "Жар-птица", редакция 1919 года).
Музыка Симфонии и Фортепианного концерта Леокадии Кашперовой очень романтична и сокровенна. Несмотря на влияние Рубинштейна, Глазунова, Римского-Корсакова, Лядова - великих композиторов, окружавших её по консерватории, Кашперовой удалось создать неповторимый оригинальный стиль в своих сочинениях.
Мурад Аннамамедов, дирижер:
- Я невероятно рад, что Ярославская губерния подарила миру, а потом уже всей России творчество Леокадии Кашперовой. Трансляцию нашего концерта смотрели во многих городах и странах. Я уверен, что нас слушал выдающийся британский музыковед, специалист по русской музыке, особенно, по творчеству Игоря Стравинского, а через него и по Леокадии Кашперовой, Грэм Гриффитс. Четыре года назад он приехал в Ярославль, мы познакомились. Я влюбился в музыку симфонии и фортепианного концерта Кашперовой. Потом была длительная редактура, сложности с нотным материалом и начавшаяся пандемия. А сегодня, век спустя, музыка Кашперовой снова вернулась к нам.