Лето и осень 1958-го, как и последующие два-три года, связаны с переломными событиями в развитии подводного флота СССР и большими ожиданиями.
Четвертого июля на ходовые испытания в море вышла построенная там же, в Молотовске-Северодвинске, первая советская АПЛ. Это была К-3, вооруженная шестью торпедными аппаратами, а ход и всю энергетику обеспечивали ей два ядерных реактора, размещенные в прочном корпусе вместе парогенераторами, турбинами, системой охлаждения и всем сопутствующим оборудованием.
Одновременно с постройкой первой атомной субмарины (проект 627), главным оружием которой были торпеды, в ленинградском ЦКБ-18 (ныне - ЦКБ МТ "Рубин") ускоренными темпами вели проектирование подводной лодки, вооруженной баллистическим ракетами.
Важность и срочность задачи диктовалось тем, что в состав американских ВМС уже готовились принимать такие атомные подлодки (первой стала "Джордж Вашингтон" / USS George Washington (SSBN-598) - спущена на воду 9 июня 1959-го) с баллистическими двухступенчатыми ракетами "Поларис" на твердом топливе.
У советских конструкторов и корабелов к тому времени был свой краткосрочный опыт размещения баллистических ракет на переоборудованных, а потом и специально построенных (проект 629) дизель-электрических подводных лодках. В центральной части корабля, где над основной линией корпуса возвышается ходовая рубка, были встроены вертикальные шахты для трех одноступенчатых ракет Р-13 - с надводными стартом и на жидких компонентах топлива. Для того, чтобы их запустить, подводная лодка должна была всплыть и только потом начинать предстартовую подготовку.
Сравнение, увы, было тогда не в нашу пользу. На одной субмарине типа George Washington размещали 16 баллистических ракет Polaris A-1 (в 1964-1967 годах из заменили на более совершенные Polaris A-3). Они имели дальность 2200 -2800 километров, а главное - могли стартовать из-под воды, что заметно повышало скрытность действий подводных сил США.
Закладка, строительство и ввод в строй первого в СССР подводного ракетоносца К-19 - это точка отсчета, с которой началось многолетнее соперничество двух школ атомного подводного судостроения и ракетостроения для ВМФ, о чем мы в "РГ" неоднократно рассказывали.
Как и о судьбе самой К-19 - героической и драматической одновременно, что дало пищу для многочисленных публикаций, телепрограмм, книг и нашумевшего фильма режиссера Кэтрин Бигелоу с Харрисоном Фордом в роли командира первого экипажа К-19 Николая Затеева.
Нет необходимости сегодня на новый лад перелицовывать уже описанное и во многом субъективное.
А вот дать фактическую справку о том, что за корабль был заложен 65 лет назад в Северодвинске, в какой кооперации его создавали и чем знаменита вся эта серия, наверное, стоит.
К-19: первая среди первых
История создания АПЛ проекта 658 в определенной степени повторила историю первой атомной ракетной субмарины ВМС США "Джордж Вашингтон", которая была преобразована в ракетоносец из многоцелевой подводной лодки.
Аналогом энергетической установки АПЛ проекта 658 стала ГЭУ первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 "Ленинский комсомол" (два водо-водяных ядерных реактора типа ВМ-А мощностью 70 мегаватт каждый - левого и правого борта, два парогенератора, две турбины, две автономных линии гребных валов).
Прочный корпус подводной лодки - цилиндрической формы с конусами в оконечностях. Длина - 114, ширина - 9,2 метра. Водоизмещение подводное - 5378 тонн, глубина погружения - 300 метров. Автономность - 50 суток, экипаж - 128 человек.
Вооружение: три пусковые установки баллистических ракет Р-13 надводного старта (позднее - Р-21 с подводным стартом), четыре торпедных аппарата 533 мм в носовой оконечности и четыре аппарата 400 мм - два носовых и два в корме.
Ракетный комплекс Д-2 по своему составу и условиям размещения на корабле был принят таким же, как на ДЭПЛ проекта 629. В основе - жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-13 (по классификации НАТО - SS-N-4 Sark или Snark). Ее разработка была начата в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева, затем передана и продолжена в СКБ-385 у Виктора Макеева (ныне - Государственный ракетный центр его имени в Миассе Челябинской области). Взятая на вооружение ракета Р-13 имела увеличенную до 600 км дальность (у ее предшественницы Р-11ФМ было всего 160 километров) и повышенную мощность ядерного боезаряда (разработка НИИ-1011, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске).
Всего за время эксплуатации комплекса (1961 - 1973 годы) было проведено 311 пусков этой ракеты, 225 признано успешными. 20 октября 1961 года в ходе учений "Радуга" экипаж дизель-электрической подводной лодкой К-102 под командованием капитана 2 ранга Геннадия Каймака произвел пуск ракеты Р-13 в ядерном оснащении по полигону на Новой Земле. Как это было, много лет спустя расскажет командир ракетной боевой части на этой субмарине В.Н. Архипов.
Как уже сказано, первый в серии ракетоносцев проекта 658 с тактическим номером К-19 был заложен 17 октября 1958 года на заводе 402 (ныне - ПО "Севмаш") в южном доке главного стапельного цеха. В октябре 1959 года был спущен на воду и объявлен директором предприятия Е.П. Егоровым "правительственным заказом". В ноябре 1960 года АПЛ была передана Военно-морскому флоту.
Всего с 1958 года было построено и в период с 1960-го по 1962 год передано ВМФ СССР восемь кораблей этой серии: К-19 (ответственный сдатчик - В.Л. Куликов), К-33, К-40 (ответственный сдатчик - В.П. Тюкин), К-55, К-149, К-178 (ответственный сдатчик - П.В. Лапшинов), К-16 (ответственный сдатчик - Н.И. Кузнецов), К-145 (ответственный сдатчик - Н.В. Кирейчев). Как осторожно отмечают историки ВМФ, "ввод атомных подводных лодок проекта 658 в определенной степени решил проблему доставки ракет с ядерными боеголовками к берегам потенциального противника".
В 1964 году, в результате переоборудования АПЛ проекта 658 под ракетный комплекс Д-4 с ракетой подводного старта Р-21, экипаж головного корабля К-19 первым выполнил пуск такой ракеты из-под воды. А всего К-19 совершила шесть автономных походов, прошла под водой и в надводном положении 332 400 миль.
По отрытым источникам и материалам проекта «Первая атомная» на сайте ПО «Севмаш».