06.12.2023 06:05
В мире

Суд ЕАЭС решит споры на границе между Кыргызстаном и Казахстаном

Что поможет убрать барьеры на внутренних границах между странами ЕАЭС
Текст:  Мария Озмитель (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №276 (9221)
Барьеры, мешающие свободному движению товаров и транспортных средств внутри Евразийского экономического союза, по-прежнему остаются одной из самых обсуждаемых участниками интеграционного объединения проблем, особенно когда речь идет о Кыргызстане и Казахстане. По словам заместителя бизнес-омбудсмена КР, президента Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг республики Сергея Пономарева, изменить сложившуюся ситуацию можно. Как? Об этом он и рассказал "РГ".
Периодически в пунктах пропуска на границе между Кыргызстаном и Казахстаном возникают заторы. / Соцсети
Читать на сайте RG.RU

"ЕАЭС создавался для того, чтобы, в том числе, можно было свободно перевозить товары из одной страны союза в другую, - пояснил он. - Но, к сожалению, мы видим, что периодически в пунктах пропуска на границе между Кыргызстаном и Казахстаном возникают заторы, когда наши соседи либо совсем не пропускают транспортные средства с грузами, следующие из КР, либо делают это очень медленно, подвергая их тщательному досмотру.

ЕАЭС, ШОС и СНГ вместе сформируют центр принятия значимых решений

Версий, почему это происходит, много. Одна из последних - якобы препятствование провозу через границу наркотиков. По этому поводу, кстати, МВД КР проводило расследование, тему обсуждали на дискуссионных площадках, на которые приглашали перевозчиков и представителей бизнес-ассоциаций, имеющих отношение к внешней экономической деятельности страны. Действительно, согласно официальной статистике, задержали три транспортных средства с запрещенными грузами, но это не повод досконально проверять каждую машину".

Подобный контроль, подчеркнул Сергей Пономарев, может быть тотальным и выборочным. И, как правило, государственные органы, в том числе на пропускных пунктах, используют выборочный.

"Поверьте, если бы каждому прилетевшему пассажиру любого аэропорта - в Москве, Астане или Бишкеке - устраивали полный досмотр с "приглашением" в специальную комнату, желающих путешествовать авиатранспортом стало бы гораздо меньше. Разве что чрезвычайная ситуация вынудит. Люди искали бы другие возможности. Также и с грузами. Чтобы грузопоток шел беспрепятственно, необходим выборочный контроль. Вроде бы это должно быть очевидно для всех. Но, например, семь лет назад я принимал участие в круглом столе, где также обсуждали проблему прохождения товаров из Кыргызстана через границу на территорию Казахстана. И ситуация с тех пор не изменилась. Поэтому неслучайно уже сами перевозчики говорят о том, что нужен альтернативный маршрут, который будет идти в Россию через Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и Каспийское море. Это, конечно, дальше, дольше и дороже, но хотя бы есть гарантия, что груз придет в установленный срок в пункт доставки", - сказал он.

Сергей Пономарев: Проблемные ситуации с задержками грузов из Кыргызстана решаются должностными лицами в "ручном режиме". / Спутник

Зачастую, по словам Сергея Пономарева, проблемные ситуации с задержками грузов из Кыргызстана решаются должностными лицами в "ручном режиме". "Но так быть не должно. Важно, наконец, установить такой режим, при котором добропорядочные перевозчики с "прозрачными" грузами не испытывали бы таких неудобств и грузопоток шел бы спокойно", - добавил заместитель бизнес-омбудсмена КР.

"Безнаказанность порождает вседозволенность. Сколько лет уже существует ЕАЭС, но до сих пор между Кыргызстаном и Казахстаном случаются такие инциденты. Поэтому, считаю, все-таки необходимо делегировать полномочия участников евразийского объединения для создания суда ЕАЭС, который будет проводить расследования и привлекать к финансовой ответственности те государственные и партнерские структуры, которые будут злоупотреблять функциями контроля и дискредитировать таким образом саму идею интеграционного объединения. Евразийская экономическая комиссия этого делать не может. И если подобный суд создадут, проблема с задержками грузов на внутренних границах ЕАЭС будет, думаю, полностью решена", - выразил надежду Сергей Пономарев. Он также напомнил, что с января 2024 года в ЕАЭС начнут активно внедрять электронные навигационные пломбы на подакцизные товары. Более того, уполномоченные в рамках ЕАЭС крупные международные перевозчики смогут устанавливать их самостоятельно. Это, надеется Сергей Пономарев, поможет исправить ситуацию.

Хорошие перспективы для дальнейшего роста. Путин и Жапаров рассказали об итогах переговоров

Что касается новых транспортных обходных путей, то они, по мнению главы Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, появятся в любом случае. "Но это не значит, что действующие маршруты потеряют свою актуальность. Другой вопрос, что необходимость обсуждения новых схем логистики должна как раз подтолкнуть наши государства к усилению интеграционных процессов и решению всех спорных вопросов", - резюмировал Сергей Пономарев.

Справка "РГ"

Навигационная пломба - устройство, с помощью которого дистанционно обеспечивается контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Использование этой технологии позволяет на расстоянии сотен и тысяч километров в онлайн-режиме наблюдать за транспортным средством и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке. Благодаря навигационным пломбам обеспечивается "прозрачность" перевозок. Соглашение об их применении в Евразийском экономическом союзе вступило в силу в апреле 2023 года.

Тем временем

Высшее руководство страны не раз отмечало необходимость устранения барьеров, мешающих интеграционным процессам на пространстве ЕАЭС.

- В нынешних кризисных условиях взаимодействие наших стран приобретает особую значимость, - сказал президент КР Садыр Жапаров. - Помимо того что нам требуется выработка действенных и эффективных механизмов финансирования инфраструктурных проектов, не менее важно еще более активно и настойчиво продолжать работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, мешающих интеграции. В данном контексте нельзя обойти вниманием одну из ключевых проблем в рамках ЕАЭС - свободу перемещения товаров. К сожалению, несмотря на предпринимаемые шаги, барьеры продолжают препятствовать расширению торговых связей между странами.

Глава кабмина КР Акылбек Жапаров, в свою очередь, предложил выработать меры ответственности за нарушение правил свободного передвижения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала.

- Сами правила должны быть четкими, понятными и реализуемыми, - заявил Акылбек Жапаров. - В частности, нужно в полной мере реализовать и укрепить компетенцию Евразийской экономической комиссии. Фактически она является арбитром в наших спорах по поводу вопросов внутренней торговли товарами, услугами, перемещения финансовых и трудовых ресурсов. Механизмы устранения барьеров должны в полной мере использовать компетенцию суда союза, предусматривающую внедрение инструментов ответственности и наложение взысканий за нарушение общих правил функционирования внутреннего рынка.

Кыргызстан