Валы, бобины и миньон на трубе
Технические ткани под маркой IVCORE выпускают в промзоне, созданной в 1960-е годы. Она не похожа на достопримечательности Иванова - авангардные дома и краснокирпичные здания мануфактур. Но именно в этих цехах делают почти треть всех тентовых материалов в России. Продукцией завода - суммарно это 10 миллионов квадратных метров технического текстиля в год - можно застелить десятую часть города.
Из таких материалов шьют курьерские сумки, ими покрывают автоприцепы, навесы и палатки в парках и глэмпингах, ангары для складов и занятий спортом. Ткани с ПВХ-покрытием - это и маты в залах единоборств, и сноутюбинги. В стране ежегодно продается несколько миллионов "ватрушек", около 400 тысяч обернуто в ивановский спецтекстиль. Небольшие предприятия находят ему неожиданные варианты применения. Тентовый материал от IVCORE стал, например, основой для гидрокостюма и матраса для иммобилизации пациентов с травмами.
Об этом туристам рассказывают буквально у порога, рядом с огромными рулонами готовых тканей. На плазменном экране - емкое видео о предприятии, в руках у гостей - образцы. Можно наощупь отличить материал с односторонним и двусторонним покрытием, с основой из разреженного текстиля и ткани полотняного переплетения. Продолжение экскурсии - только с наушником, иначе все заглушит стук станков.
На сновальной машине одновременно вращается 400 бобин - полиэфирную нить перематывают на большую катушку (навой), с которой ее забирает ткацкая машина.
- В одном цехе у нас стоят обычные ткацкие станки, в другом - линия для производства основовязаного полотна: помимо основы и утка там есть еще третья, перевязочная, нить, которая соединяет их в местах пересечения, получается волнистая траектория. Полиэфирное волокно очень прочное и устойчивое к нагреванию, оно не садится так, как хлопок или лен, - пояснила ведущий инженер по качеству АО "Ивановоискож" Мария Молканова. - Но ткань все равно проходит предварительную усадку при 140 градусах. Примерно 10 сантиметров мы теряем на этом этапе, почти столько же - при обрезке кромки. От 2,7 метра ширины остается 2,5.
Рулон текстиля грунтуют, как стену перед поклейкой обоев, сушат в вертикальной печи (ее конструкция уникальна, так как для типовой в корпусе не хватало места). И, наконец, наносят смесь ПВХ - то, что определяет свойства готового материала. Он должен быть, к примеру, пожаробезопасным, морозостойким, устойчивым к плесени.
От оборудования гостей держат на расстоянии, достаточном для того, чтобы рассмотреть техпроцесс. Школьников интересуют зарплаты и график работы, взрослых - очистка воздуха. Все вредные вещества из вентиляции направляются на остаточный дожиг, так что в атмосферу не попадают, заверили на заводе.
За огромными аппаратами скрывается смешной миньон - по задумке рабочих ивановский художник превратил толстую трубу в героя мультика "Гадкий я". Другого автора попросили украсить соседний корпус в стиле советского авангарда. Потолочные балки оживляет композиция из шестеренок (по мотивам агиттекстиля) и лозунг "Цени рабочую минуту!". Довольны и персонал, и гости, которые не могут удержаться от селфи на таком фоне.
- Туристов принимаем только группами, через местные агентства. Среди посетителей как жители города, обычно школьники или студенты, так и приезжие. Нюанс в том, что в выходные - когда в Иваново прибывает основной поток гостей - наш завод, как и другие промышленные объекты, не работает. Договариваемся с теми, кто может приехать в пятницу на утренней "Ласточке": сначала - осмотр предприятия, потом прогулка по городу и музеям. Экскурсии водят наши сотрудники. Для приема группы нужно минимум четыре часа: полтора - на обход цехов и вопросы-ответы, остальное время - на подготовку пространства и уборку. Стационарный уголок с телевизором, вешалками, приемниками и наушниками будет мешать производству, - рассказала "РГ" руководитель отдела маркетинга АО "Ивановоискож" Анастасия Романова.
"Ивановоискож" принимает туристов только группамиПошить за 18 секунд
Визит на хлопчатобумажный комбинат "Шуйские ситцы" тоже возможен только в рабочий день и с группой (по записи на сайте предприятия, билет - 500 рублей, детям и пенсионерам - 250). Дело того стоит: фабрику считают одной из визитных карточек региона. Набивные ситцы в Шуе делают более 200 лет, нынешний корпус отделочного производства построен в конце 1980-х. О славном прошлом напоминают здания мануфактуры Посылиных рубежа XIX-XX веков из красного кирпича (сегодня они законсервированы), где выпускали знаменитые платки, остатки железной дороги (когда-то у многих крупных предприятий была своя ветка) и такие неочевидные детали, как металлические плиты пола - каждая весит не меньше 50 килограммов.
Было время, их здесь немного стеснялись, пока на экскурсию не приехали ветераны других текстильных фабрик: рассказали, что у них при банкротстве такие плиты сразу выворачивали на лом. Пол - зримое подтверждение тому, что предприятие всегда держалось на плаву.
"Шуйские ситцы" - комбинат полного цикла: в его составе прядильно-ткацкие, отделочная, швейные фабрики в разных городах Ивановской области. Маршрут для туристов проложили по самой доступной (от вокзала в Шуе - меньше километра) и зрелищной части производства, где идет отбелка, крашение, нанесение рисунка, заключительная отделка тканей и пошив готовых изделий.
Первый цех на маршруте - печатный. Туристы узнают, как наносили рисунок на ткань на дореволюционных ситценабивных мануфактурах (с помощью деревянных штампов - манер) и как эта технология превратилась в современную ротационную печать.
- На новой машине 12 сетчатых валов, а значит, можно нанести рисунок с 12 тонами. Это позволяет создавать эффект объемного изображения. Затем ткань в особой камере зреет при температуре 120 градусов, чтобы краска закрепилась. Когда-то рабочим приходилось заходить внутрь такой печи, чтобы что-то поправить. Сейчас все делается автоматически, - отметила гид- PR-менеджер ОАО ХБК "Шуйские ситцы" Елена Шияновская.
Окрашенная ткань красивым водопадом спускается в тележки - для гостей этот участок служит фотозоной. Трогать волны текстиля руками запрещено из-за статического электричества.
На фабрике есть и печатные машины старого образца, для полотен шириной до 80-90 сантиметров - на детские пеленки. Когда-то это была стандартная ширина для российской текстильной промышленности. И наши женщины мечтали об импортном постельном белье - без шва посередине простыни. Для плательно-рубашечных тканей удобная ширина - полтора метра, для постельного белья - 2,2. Переход на станки, которые позволяют выпускать такие ткани, стал первым шагом к импортозамещению. А в 2019-м, в рамках крупнейшего для отрасли инвестпроекта, на "Шуйских ситцах" запустили уникальную для России широкую линию гладкого крашения - это был настоящий прорыв.
Однотонное полотно, на котором не различить лицо и изнанку, сложнее в производстве. На нем виден любой дефект - будь то утолщения на нитях, разреженность или неравномерное окрашивание. Качество крашения контролирует сотня датчиков, установленных по всей длине линии - а это более 80 метров. Обслуживает ее всего два оператора.
Комбинат "Шуйские ситцы" - одна из визитных карточек Ивановской областиНа печать рисунка или гладкое крашение ткань попадает только после отбелки. Казалось бы, зачем наводить белизну, если затем полотну придадут насыщенный цвет? На экскурсии раскрывают и этот секрет, и многие другие. Суровье в буквальном смысле проходит огонь, воду и трубы (а точнее, тяжелые валы). Его опаляют, отмывают от шлихты - клеевого вещества, наносимого на пряжу, варят для усадки, обрабатывают перекисью водорода… Все для того, чтобы ткань не линяла и не давала катышков. После окраски ее еще раз прогоняют через усадочную машину и отглаживают под прессом (каландром), убирая мелкие неровности и пух. Процесс энергоемкий, и некоторые заказчики на нем экономят. Для собственных брендов фабрика прогоняет через каландр и премиальный страйп-сатин, и дешевый ситец.
Последний этап отделки - пропитка: масловодоотталкивающая - для скатертей, термозащитная - для спецодежды, антивирусная - для ткани "Капсула", которую разработали в первые месяцы пандемии Covid-19 для работы в "красной" зоне. Многоразовые комбинезоны для медиков востребованы и сегодня. "Антивирусные" лоскутки дарят туристам: с пожеланием здоровья и на память о тяжелом для всего мира периоде, который остался позади.
Готовую ткань проверяют на участке выбраковки самые внимательные и собранные сотрудницы фабрики. Отсматривают каждый метр.
Наконец можно приступать к пошиву. Часть комплектов шьется вручную - по запросу брендов. Но автоматические линии увеличивают производительность многократно, без потери в качестве. Опытная швея укладывается в 15-20 минут. Автомат выдает готовый комплект за 18 секунд. Умная машина и раскроит, и сострочит, вшив этикетку, и края подрубит - только успевай подхватывать и выворачивать наволочки да пододеяльники. Процедуру, от одной мысли о которой у иных домохозяек портится настроение, на фабрике превратили в аттракцион. Любой турист может поработать на вакуумном выворачивателе - нужно лишь крепко ухватиться за углы изделия и нажать педаль.
Ручной труд остается для отдельных операций: например, если в пододеяльнике предусмотрена молния или кнопки. Нужен он и на этапе упаковки. Чтобы аккуратно вложить комплект в маленький пакет, нужны очень умелые руки.
"Мы часто принимаем группы школьников и студентов, для них программа направлена на профориентацию. С лета 2023 года работаем со взрослыми туристами. Стремимся развеять миф "российское - значит некачественное" и показать, что шуйские ситцы подходят не только для постельного белья. Наши гости испытывают гордость за отечественных производителей и начинают понимать, из чего складывается цена хорошей ткани и готовых изделий", - пояснили на предприятии эффект от промышленного туризма.
Мастерская "Палехский иконостас"Лица над ликами
В мастерской "Палехский иконостас" экскурсии проводят каждую неделю, иногда и по нескольку раз. Новая программа дополнила список достопримечательностей, которые и прежде привлекали туристов в поселок художников. Добираться удобно (от столицы региона - 65 километров, от Шуи - около 30), перекусить и прогуляться есть где: открыто несколько интересных музеев, все они так или иначе связаны с искусством. Палешане расписывали известнейшие монастыри России, сохранили традиции иконописи и возникший на их основе промысел - лаковую миниатюру. Сегодня местные мастера продолжают украшать храмы по всей стране и гостеприимно встречают всех, кому интересно не только культурное наследие, но и то, как оно рождается. Часовая экскурсия стоит 3500 рублей с группы от двух до 15 человек.
- Приезжают из Ивановской области, московского региона, Нижнего Новгорода… Часто бывают семьи - обычные, не воцерковленные. Мы строим рассказ исходя из потребностей конкретной группы. Кто-то хочет разобраться в духовной стороне культуры, кто-то - просто посмотреть, как делают резьбу и пишут лики. Среда - детский день: готовим стол с чистой палитрой, красками, тряпочками, чтобы ребята попробовали сами что-то прописать на доске. Иногда и взрослые просят у художников кисть. Правда, им ее дают только для фотографии, - улыбается художник и экскурсовод "Палехского иконостаса" Ольга Панфилова.
Предприятие, которое существует 27 лет, устроено как маленький комбинат. Здесь могут подготовить и воплотить эскизный проект для убранства церкви в целом, чтобы иконостас гармонировал с фресками, витражами и плиткой на полу, могут воссоздать разрушенные элементы интерьера (например, скульптурную пластику) или написать отдельные иконы. Дерево заготавливают сами, сами же производят сусальное золото - пресс для слитков купили в ковидные времена за счет субсидии на поддержание занятости сотрудников. На постоянной основе в мастерских трудится 150 человек, еще сотню привлекают на проекты - внушительный размах для райцентра, где около 4500 жителей.
Во все цеха и ангары заглянуть не получится. Но ключевые этапы работы покажут в деталях.
- По сути технология у нас старая, XVI-XVII века. Основа иконы - клееная доска из липы. Сзади - поперечные вставки из дерева другой породы. Древесину просушивают в специальной камере до уровня влажности 6,8 процента. Тогда, если будут соблюдаться условия хранения и эксплуатации, доску не выгнет. С помощью желатина на нее клеится серпянка - тонкая льняная ткань, похожая на мешковину с редким плетением. Она будет связующим слоем между доской и левкасом. Левкас и с виду, и по консистенции похож на 15-процентную сметану. Для его получения клей ПВС проваривается с техническим желатином, мелом и водой, - рассказала Ольга Панфилова.
Эту смесь наносят на серпянку в 25 слоев. В сумме они дадут всего миллиметр толщины. Первые слои после просушки выравнивают шлифовальной машинкой, последние - только вручную, брусками с наждаком. Под конец мастера берут бумагу с самым мелким зерном - нулевку - и работают в полутьме при настольной лампе. Свет должен падать под косым углом, чтобы на доске были видны мельчайшие неровности. Что не видит глаз - почувствует рука. На партию досок уходит две-три недели.
Если на иконе предполагается чеканка - выпуклый узор, то оттиск делают, пока левкас еще мягкий. Поверх наносят позолоту.
За общий рисунок отвечают два главных художника. Остальные реализуют их замысел артельно: одни пишут лики, другие - фигуры и одежду, фоны и орнаменты. Кто-то раскрывает (задает) основные цвета, кто-то делает пробелы (с ударением на о) - штрихами высветляет выпуклые части изображения, кто-то подписывает иконы или золотит нимбы.
- Разделение труда позволяет ускорить процесс и достичь единообразия, чтобы авторский почерк художника не бросался в глаза и иконостас смотрелся как одно целое. Стиль определяется заказчиком. Можно и в византийском написать, и в ярославском, и в палехском - с удлиненными фигурами, тонкими чертами лица, сочными радостными цветами и тончайшей чеканкой. Когда образ занимает большую плоскость, мазки наносим как бы рябью, жидко, оставляя ощущение воздуха. Этот прием используется во фресках Рублева и Дионисия, чтобы изображение сверху не давило на молящихся, - пояснила Ольга Панфилова.
В гостях у палешан можно посмотреть, как работают резчики и шлифовщики, доводя до ума заготовки, вышедшие со станка с ЧПУ. В закрытой камере на дерево наносят краску под золото. Позолотчики в прямом смысле оставляют в работе частичку себя: собирают тонкой мягкой кистью кожное сало со лба или щек, подхватывают ею невесомый листик золота и кладут на клей. Если надо увидеть погрешности - дышат на изделие, чтобы образовался конденсат (прием называется "хаканье", с ударением на первый слог). Там, где золото темнеет, делают латку.
Скоро в мастерской появится цех витражей. Один из сотрудников стал осваивать эту технику из любопытства, ему предоставили материалы для экспериментов - и вот уже в портфеле есть первый заказ. Кусочки цветного стекла скрепляются медной проволокой, затем делается более толстый стальной каркас. Если витраж большой, его укрепляют дополнительно: в вертикальном положении такие работы держатся хорошо, в горизонтальном положении - хрупкие.