- За последние три года команда из более чем 500 специалистов в составе строителей, архитекторов, реставраторов и историков провела огромную работу, чтобы вернуть консерватории исторический облик, - подчеркивает заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. - В результате мы увидим интерьеры здания такими же, какими они были для современников в конце XIX века. На стенах и внутреннем своде консерватории специалисты отреставрировали более трехсот квадратных метров лепного декора, 170 квадратных метров деревянных балюстрад.
Технологически самая сложная часть реконструкции - прозрачные купола над внутренними дворами здания. Конструкции из стекла и авиационного алюминия сравнительно легкие - насколько это возможно для двух куполов общей площадью около 700 квадратных метров (именно на столько увеличится полезная площадь здания). В одном из дворов планируется обустроить кафе, другой станет общедоступным пространством.
- Чтобы снизить нагрузку на стены объекта культурного наследия, мы установили по верхней кромке так называемый "пояс прочности", на который опираются конструкции, - рассказывает производитель работ генподрядчика "Политехстрой" Михаил Марочкин. - Уникальность проекта - высокая точность примыкания стеклопакетов, ее добивались с помощью 3D-моделирования.
На тех, кто помнит помещения консерватории до ремонта, самое сильное впечатление производит пространство Домовой церкви. В период богоборчества лики святых на ее стенах были содраны или закрашены, а само высокое помещение разделено на два этажа: внизу склад, вверху учебные классы. Сегодня на стены и потолок вернулась роспись, а вскоре торжественности добавят витражные окна. В их свете будут проходить занятия по обучению церковному пению.
- На одной из стен видно, что здесь было нанесено до 15 слоев краски, - рассказывает художник-реставратор Павел Беляев, - под которой мы нашли частично сохранившиеся росписи Андрея Рябушкина и Василия Беляева. Реставрации предшествовала большая научная работа - в архивах мы изучали эскизы, графические наброски и редкие фотографии росписей. Часть живописи после расчисток удалось сохранить, часть воссоздать на основе найденных в архивах эскизов и фотографий.
Пожалуй, самые знаменитые работы Рябушкина и Беляева - эскизы для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас-на-Крови). Но кисти Андрея Рябушкина принадлежат также росписи плафонов в Малом зале консерватории, который носит имя ее директора Александра Глазунова.
- В Малом зале сохранилась так называемая "шуба" - здесь как бы двухслойные стены, - поясняет корреспонденту "РГ" производитель работ по реставрации фирмы "Арт-корпус" Александра Потапова. - На некотором расстоянии от кирпичных стен возведен каркас из деревянных брусков и сплошной обрешетки из доски и дранки, а на них уже нанесены штукатурка и лепнина. Этот "пирог" создает особую акустику.
Лепнина в зале тоже сохранилась, реставраторам оставалось лишь почистить ее и восполнить небольшие утраты. Сейчас начинается реставрация органа дрезденской фирмы Walcker, а в мастерских закончили работы по реставрации исторических деревянных стульев с перфорацией в виде скрипичного ключа на спинках - для лучшего звучания музыки. Кстати, в фойе Малого зала сохранился небольшой кусочек альфрейной живописи, который относится к периоду Каменного театра, здание которого было перестроено для консерватории. Его решено музеефицировать - сохранить и поместить под стекло.
Самое масштабное преображение ждет Большой зал имени Антона Рубинштейна. В ходе реконструкции он изменит форму с прямоугольной на подковообразную и станет одним из крупнейших в Европе залов переменной акустики.
В конце марта Красногвардейский районный суд Северной столицы вынес приговор по громкому делу о хищении государственных средств при ремонте здания Санкт-Петербургской консерватории. Два руководителя компании - экс-подрядчика "Меандр" похитили из бюджета РФ почти 200 миллионов рублей и получили семь и девять лет лишения свободы в колонии общего режима.